Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

60716459
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
84471
219293
651585
57419699
1715565
1054716

Сегодня: Апр 19, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

СЕРЕБРЯКОВА ГАЛИНА. Сергей Есенин

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 9113

Галина Серебрякова

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН


Есенина привел к нам в дом в 1923 году наш частый гость, талантливый критик и редактор «Красной нови» Александр Воронский. В первый миг знакомства я усомнилась: неужели же это Есенин, которого в ранней юности я видела, зайдя как-то в кафе поэтов на Тверской? Он был тогда красив, как олеографический Иван-царевич, надевший цилиндр, с волосами цвета ржаного поля и глазами как голубые вьюны. С той поры прошло всего пять лет, но как изменило! Сергей Есенин. Поэт, пришедший к нам в квартиру, расположенную в задах «Метрополя», тогда еще 2-го Дома Советов, был совсем другой человек, крайне изможденный, с лицом испитым, землистым, без возраста. Особенно тягостное впечатление произвела на меня его тощая шея которую он пытался прикрыть белым кашне.

Нарядный, иноземный костюм только подчеркивал его чрезмерную худобу. Воронский как-то некстати заговорил о том, что у Есенина подозревают горловую чахотку, и шепнул мне о белой горячке.

Часам к девяти собралось у нас много гостей, и Есенин обратился ко мне сиплым, сорванным голосом с просьбой прочесть его стихи.

— Я уже не могу, — хрипло добавил он.

И Воронский, печально скривив большие добрые губы, мрачно и значительно пояснил всем, что это, видно, из-за болезни гортани. Чувство жалости к Есенину нарастало во мне, и, желая доставить ему удовольствие, я прочла несколько его стихов, хотя была декламатором неважным и подражала самому Есенину, которого слышала однажды.

За ужином Есенин выпил немного, но сразу же сильно охмелел. Из молчаливого и подавленного человека он превратился в ухарски развеселого парня. Даже помолодел. Кто-то начал петь «Шумит ночной Марсель», ходовую песню тех лет, и Есенин принялся изображать апаша в «Притоне трех бродяг». Моя мать села за рояль, а поэт, нахлобучив кепку на голову и обернув шею кашне, начал танцевать. Мы были поражены тем, с каким искусством изобразил он парижского гамэна. Есенин был очень музыкален, и танец его, вдохновенный, ритмичный, видится мне и сейчас. Поэт предстал перед нами как богато одаренный мим и актер. Он заворожил всех.

Потом мы слушали его рассказы о недавней поездке в Америку с Айседорой Дункан. С каким патриотическим пылом говорил он о том, сколь отвратительным показался ему Новый Свет. Он отдавал должное комфорту, который вошел в быт зажиточного американца, с горечью отмечал, что русская деревня все еще убога и даже иногда жалка по сравнению с фермерскими поселками за океаном, но духовная культура мелкого и крупного буржуа вызывала в нем омерзение. Он бежал прочь от бизнесменов, их запросов и дикости на родину, которую любил до боли. В этот вечер Есенин показался мне умным, сложным, надломленным и душевно неустроенным.

Несомненно, уже тогда больные мысли о самоубийстве, о неизбежной скорой смерти терзали его. Несколько раз он повторил в разговоре:

— Сколько еще мне осталось ходить по этой неспокойной взбаламученной земле?

Долго не могла я отделаться от ощущения, что встретилась со страдающим, запутавшимся человеком.

Виделись мы еще раза два. Ничего примечательного он не говорил, зябко покашливал. А когда я узнала о его смерти, вспомнила и не могла отринуть мысль об очень истощенной шее с двигающимся кадыком. Я пришла в Дом печати к его гробу. Он лежал раскрашенный. Его загримировали, и синие щеки были нарумянены.

Нехорошо было придумано, что его дети, сын и дочь, поочередно читали над гробом стихи отца. Очевидно, из доброго чувства Мейерхольд, их отчим, придумал этот спектакль, но вышло наигранно, тягостно. Несколькими годами позже я прочла, что трагически погибла также и Айседора Дункан, вторая жена Есенина. Ее удушила шаль, запутавшаяся в колесе автомобиля. Я вспомнила тогда, что в гробу поэта лежала телеграмма, в которой она выражала свою печаль.

Прославленную балерину-босоножку я видела на сцене Большого театра в пору ее любви к Есенину. Уже тогда это была тучная, немолодая женщина. Мне не понравился ее танец. Раздражали пыльные голые широкие пятки и раскачивающаяся большая грудь. Но когда в тридцатых годах я прочла книгу воспоминаний Дункан, она предстала иной, незаурядной, много передумавшей и перечувствовавшей женщиной. Однако Есенин не владел английским языком, а его жена русским. Как эти люди узнавали мысли друг друга? Что их свело?

Мне рассказывал Воронений, что Есенин был по-детски тщеславен. Он говорил:

— А что, если я женюсь на дочери Шаляпина? Как это будет звучать — Шаляпина, Есенин.

Еще не, видев свою будущую жену, Софью Андреевну, он повторял:

— Толстая, внучка Льва Николаевича, и Есенин. Это отлично!

Мои воспоминания о Есенине всегда печальны потому, что я повстречала поэта в самые последние месяцы его жизни. Несомненно, каждому самоубийству предшествует чудовищная душевная агония, более страшная, чем телесная. Мне довелось познакомиться с великим поэтом, когда он, тяжело больной, мучительно терзался мыслями о смерти. Он нес в себе трагедию.

СЕРЕБРЯКОВА Г. И. СТРАНСТВИЯ ПО МИНУВШИМ ГОДАМ. Новеллы. М., «Советский писатель», 1965.

 

Комментарии  

-1 #2 RE: СЕРЕБРЯКОВА ГАЛИНА. Сергей ЕсенинНаталья Игишева 08.07.2016 00:23
Серебрякова своих читателей что, за полных дураков держала? Какое еще «испитое землистое лицо без возраста»? Какая «тяжелая болезнь»? Какая «крайняя изможденность»? Какая «чрезмерная худоба»? Слава Богу, сохранилось множество фотографий Есенина, последние из которых были сделаны в конце ноября 1925 г. (см. статью С. П. Есениной «Истина видится на расстоянии (вновь о гибели С. Есенина)»), и вплоть до самого конца вид у Сергея Александровича не просто цветущий, а вообще мальчишечий. Да хотя чему я, собственно, Вполне очевидно, для чего автор врет: подгоняет описание внешности поэта под стандартный портрет алкоголика со стажем (каковым всем нам в советское время полагалось Есенина считать), потому что в действительност и он мог бы служить просто образцово-показ ательным примером того, как алкоголик со стажем и вообще пьющий человек выглядеть НЕ может – ни в смысле физической сохранности, ни в том, что касается одежды и ухода за собой.
+1 #1 RE: СЕРЕБРЯКОВА ГАЛИНА. Сергей ЕсенинGuest 13.05.2011 12:15
А может он терзался страхом смерти и постоянным чувством зверька под прицелом, на мушке? Неужели не ясно, что самоубийца впадает в состояние эффекта суженного сознания (когда жизнь кажется невыносимой, а смерь - выходом в покой) если и часто, то все равно эпизодически? Постоянной есть только чувство той опасности, когда твердо чувствуешь снующих вокруг тебя киллеров, ждущих последнего приказа к действию! Самоубийца не говорит о своем самоубийстве, он его совершает. О смерти близкой говорит уставший ее ждать и бояться, но чувствующий, знающий ее неотвратимость, неизбежность, как приговора о ней...

Пользователь заблокирован

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика