Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58860106
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
3686
49490
183073
56530344
913928
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ПОВИЦКИЙ Л. О Сергее Есенине

PostDateIcon 18.12.2010 16:28  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 14292


* * *

Годом позже я очутился в Таганроге и снова увиделся с Есениным и Мариенгофом. Они ехали на Кавказ в салон-вагоне Молабуха (он же «почём-соль») и остановились на несколько дней в Ростове и Таганроге. Есенин имел усталый вид, и вечер поэтов прошел без обычного шума и треска. По-видимому, на путешественников сильно подействовала их неудача в Новочеркасске. Там местная газета встретила их враждебной заметкой, и вечер имажинистов был запрещен. Они стали вести себя тише и осторожнее.
С дороги Есенин два раза писал девушке, с которой он завязал нежную дружбу в Харькове. Эти письма, в особенности второе, говорят о весьма тяжелых душевных потрясениях, испытанных поэтом в первые годы гражданской войны.
«Милая, милая Женя! Сердечно Вам благодарен за письмо, которое меня очень тронуло. Мне казалось, что этот маленький харьковский эпизод уже вылетел из Вашей головы.
В Москве я сейчас крайне чувствую себя одиноко. Мариенгоф, по приезде моем из Рязани, уехал в Пензу и пока еще не возвратился. Приглашают меня ехать в Ташкент, чтобы отдохнуть хоть немного, да не знаю, как выберусь. Ведь я куда, куда только не собирался и с Вами даже уславливался встретиться в Крыму… Дело в том, как я справлюсь с моим издательством. Я думал — уже все кончил с ним, но вдруг пришлось печатать спешно еще пять книг. На это нужно время, и вот я осужден бродить пока здесь по московским нудным бульварам — из типографии в типографию и опять в типографию.
Дома мне, несмотря на то, что я не был там 3 года, очень не понравилось — причин очень много.
Ну, как Вы живете? Что делаете? Сидите ли с Фридой* (* подруга Жени, позднее жена Повицкого) на тарантасе и с кем? Фриде мой нижайший, нижайший поклон. Мы часто вас всех вспоминаем с Сахаровым** (** московский приятель Есенина), когда бродим ночами по нашим пустынным переулкам. Он даже собирается писать Лизе.
Конечно, всего что хотелось бы сказать Вам, не скажешь в письме. Милая Женя! Все-таки лучше, когда видишь человека, лучше говорить с ним устами, глазами и вообще всем существом, чем выводить эти ограничивающие буквы. Желаю Вам всего, всего хорошего, вырасти большой, выйти замуж и всего, всего чего Вы хотите.
8/VI-20 года. С.Есенин».

Издательство, упоминаемое в письме — это издательство «Имажинисты». В нем печатались книжки Есенина, Мариенгофа и других членов этой литературной группы.
Есенин и Мариенгоф были хозяевами этого издательства, и, когда один из них уезжал, другой обязан был оставаться, чтобы следить за скорейшим изданием сданных в типографию рукописей. На эту скучную возню и жалуется Есенин в этом письме.
«По приезде моем из Рязани…» Под Рязанью Есенин разумеет не город Рязань, а родное село Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии, куда он заехал ненадолго летом 1920 года.
Тяжелые впечатления, вынесенные им из посещения бедного родительского дома, отражены позднее в его стихотворении «Возвращение на родину».
«Милая, милая Женя! Ради бога не подумайте, что мне что-нибудь от Вас нужно. Я сам не знаю, почему это я стал вдруг Вам учащенно напоминать о себе. Конечно, разные бывают болезни, но все они проходят. Думаю, что пройдет и эта.
Сегодня утром мы из Кисловодска выехали в Баку и, глядя из окна вагона на эти кавказские пейзажи, внутри сделалось как-то тесно и неловко. Я здесь второй раз в этих местах и абсолютно не понимаю, чем поразили они тех, которые создали в нас образы Терека, Казбека, Дарьяла и все прочее. Признаться, в Рязанской губ. я Кавказом был больше богат, чем здесь. Сейчас у меня зародилась мысль о вредности путешествий для меня. Я не знаю, что было бы со мной, если б случайно мне пришлось объездить весь земной шар. Конечно, если не пистолет юнкера Шмидта, то, во всяком случае, что-нибудь разрушающее чувство земного диапазона. Уж до того на этой планете тесно и скучно. Конечно, есть прыжки для живого, вроде перехода от коня к поезду, но все это только ускорение или выпукление. По намекам это известно все гораздо раньше и богаче. Трогает меня в этом только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического.
Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой па Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом, что есть силы, скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его.
Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни и ликом Махно. Она и он в революции нашей страшно походят на этого жеребенка — тягательством живой силы с железной.
Простите, милая, еще раз за то, что беспокою Вас. Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти покрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если отстроен дом, а в нем не живут, челнок выдолблен, а в нем не плавают.
Вы — плавающая и идущая, Женя! Поэтому-то меня и тянет со словами к Вам.
Растите такой, какой я Вас видел и слышал, слушайтесь Фриду, и благо Вам будет, ибо в Фриде доброе живет сознательно, поэтому она такая милая и такая хорошая будет даже в чем-нибудь дурном.
Люб. Вас С.Есенин».
Второе письмо относится к концу лета 1920 года.
Характерна и знаменательна в этом письме мысль о вредности для него путешествий: «Я не знаю, что было бы со мной, если б случайно мне пришлось объездить весь земной шар…» Известно, что из «кругосветного» путешествия с танцовщицей Дункан Есенин вернулся на родину в раздраженном и подавленном состоянии. Он, по-видимому, тогда убедился в том, что он раньше только предчувствовал — как «на этой планете тесно и скучно…
Эпизод с жеребенком, пытавшимся обогнать поезд, использован Есениным в поэме «Сорокоуст»:

Милый, милый, смешной дуралей!
Ну куда он, куда он гонится!
Разве не знает он, что живых коней
Обогнала стальная конница?

С дороги Есенин прислал мне большое письмо (оно хранится в институте мировой литературы им. Горького). Там были и перевернутые головой вниз строки и измененная до неузнаваемости прозаическая речь. Шуточным это письмо назвать нельзя, это была словесная клоунада, лишенная обычного житейского смысла. Но в этом хаосе наполовину обрубленных фраз и слов я вдруг натыкаюсь на совершенно ясную строку: «Жить не могу! Хочу застрелиться…»
Душевное равновесие Есенина уже тогда было нарушено и отсюда — под прикрытием шутки — такие фразы, как «больно между прочим уж чижало, думаю кончать»…
Внешне дурашливый вид письма — одна из тех масок («хулиган», «вор», «конокрад») без которых Есенин — этот целомудреннейший и чистейший сердцем поэт и человек наших дней — не позволял себе показаться на людях.
Вот письмо Сергея Есенина Льву Повицкому:

«Милый Лев Осипович!
Как Вы поживаете?
Али мы Вам Гали / Али энтакая / на семой версте мотали / переэнтакая / кому повем печаль мою / сколько раз я зарекался по этой улице ходить / я живу ничаво / Больно между прочим / уж чижало / думаю кончать / В этой низенькой светелке тучи пряли кавардак / жить не могу! / хочу застрелица лица — завстре / из револьвера / убежал на улицу / улицу на. /
Так прыгает по коричневой скрипке вдруг лопнувшая струна.
Гостин. Европа. 66. С. ЕСЕНИН»

Письмо С. Есенина Л. Повицкому

Примечание составителя: на второй странице этого письма по вертикали слева читается фраза — «скоро я буду в Туле». Орфография и пунктуация автора.

Сохранилось и другое письмо Есенина ко Льву Повицкому:

«Мечтам и годам нет возврата,
Не обновлю души моей.

Новое стих. С. Есенина

Да простит меня благородный синьор за мое неблагородное свинство.
Дело, конечно, обстоит серьезней вины, но Вы сами знаете, что предисловие…
Ах уж эти мне предисловия. Меньшов изводит меня ими часа по крайней мере по три.
Итак, Дорогой Лев Осипович, кланяюсь Вам и желаю всего хорошего. В собственности, что это такое кланяюсь? Знаете ли Вы милостивый государь что оно значит? Да, да, я знаю что Вы этого не знаете и потому спрашиваю Вас чтобы иметь возможность пояснить его всему миру.
Кланяюсь родились в далеких песках ассирийских равнин.
Зима у нас в этот год стоит довольно лютая. Я, собственно, ей ничего не сказал, а она пошла и давай меня.
Если бы Вы умели слушать внимательней, я разсказал бы всю историю Вам подробно. Ах никто, никто не знает и до сих пор отчего поет петух в полночь.
Сарра спала под телегою. Утомилась долго бегая Моя ворохи пеленок Слышит кто то как цыпленок Тонко жалобно пищит Пить! Пить — Прислонивши локоток Видит в небе без порток Скачет, пляшет мил дружок.
Аминь Сергей Есенин»
(1919 г.)

Письмо С. Есенина Л. Повицкому

Примечание составителя: орфография и пунктуация автора.

Откуда эта страшная угроза, угроза насильственной смерти, нависшая над душой поэта? Начиная с 1915 года, с первых же лет зрелой творческой работы у Есенина не сходит с уст мотив угрожающей ему смерти — и насильственной и добровольной.

1915 год

Я хотел бы в мутном дыме
Той звездой поджечь леса
И погинуть вместе с ними,
Как зарница в небеса».
………………………….
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
………………………….
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

1918 год

Слезу обронит месяц
На мой завялый труп.

1919 год

Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой 12-ый час.
…………………….
С земли на незримую сушу
Отчалить и мне суждено.
Я сам положу мою душу
На это горящее дно.

1921 год

Здравствуй ты, моя черная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу.

1922 год

На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.

1923 год

Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.
…………………..
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет…
…………………..
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.
(Больница на Полянке)
…………………...
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать…
…………………………
Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
И что тебя хоронят.
……………………….
Протяжный ветер рыдает,
Как будто чуя
Близость похорон.
……………………..
Себя усопшего
В гробу я вижу,
Под аллилуйные
Стенания дьячка.
………………………
А если я помру!
Ты слышишь, дедушка,
Помру я!
………………………
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине!
………………………
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким, траурным забором
Лежать придется также мне.
………………………
Я видел вас и видел землю
И эту гробовую дрожь,
Как ласку новую приемлю...
……………………….
Потому хорошая песня у соловушки —
Песня панихидная по моей головушке.
……………………….
Но болен я… Мне жаль тебя —
Останешься одна…
(Из письма сестре Кате)
………………………
Друг мой, друг мой,
Я очень, очень болен.

Беспросветным отчаянием пронизаны все стихи из цикла «Москва кабацкая». Это не стихи забулдыги-пьяницы, прославляющие вино и женщин, — это стихи о глубоком, трагическом одиночестве человека, оторванного от родной почвы — от деревни, не нашедшего себя в чужой, городской среде, потерявшего веру в христианского Бога, не заменившего эту потерю верой в нового человека, в строителя социализма, созидателя вселенского счастья на земле.
Да, Есенин был болен, тяжело болен. Он свою болезнь называл «падучей», как, по-видимому, в народе называли подобную болезнь, но эта была другая болезнь, еще более тяжелая, неизлечимая. Вот медицинское заключение двух крупнейших врачей 20-х годов советской эры — наркомздрава Семашко и психиатра Ганнушкина:
«Есенин болен болезнью типа шизофрении, с манией преследования и с попытками к самоубийству». Это заключение врачи дали после наблюдения за ним в психиатрической больнице на Полянке, где Есенина лечили после его первой попытки к самоубийству, в 1923 году. Этот документ хранится в Государственном Литературном Архиве.

Известно, что после смерти Есенина его недоброжелатели (а их было тогда немало) пытались придать акту его самоубийства политическую окраску. Пора, давно пора положить конец всяким домыслам на эту тему!
Сестра Есенина Екатерина Александровна вспоминает:
«Брат мой в юности болел нервной болезнью типа шизофрении. Мрачное, подавленное настроение, фанатическое увлечение образом Иисуса, разговоры о своем мессианстве, нашедшие свое отражение и в стихах («Так говорит по библии пророк Есенин Сергей»). Он убеждал себя и говорил другим, что ему, как Иисусу, суждено умереть 30-ти лет, совершив предварительно предназначенную ему миссию*. (* Из беседы Екатерины Александровны с Маргаритой Исаковной Лифшиц.)

В Ленинграде накануне смерти, он боролся с тягой к самоубийству, пытаясь поздно ночью спастись у соседей по гостинице — у Устиновых, с которыми он был очень дружен, но те, не поняв его душевного состояния, не пустили его к себе в номер…
Есенин был душевно болен (так же, как талантливый писатель восьмидесятых годов Гаршин), и потому все поэтические высказывания его подобного патологического порядка надо трактовать не как явления литературного, а тем более идеологического характера, но как материалы исключительно душевно-болезненного состояния. Об этом надо сказать вполне отчетливо, чтобы не впасть в грубую методологическую ошибку.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
после пожара здесь