Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

60202815
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
30187
107754
137941
57419699
1201921
1054716

Сегодня: Апр 16, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.

PostDateIcon 13.04.2013 15:50  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 10144

ЗАХАР ПРИЛЕПИН. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.

Захар ПрилепинЗахар Прилепин — писатель, который не нуждается в представлении. Его произведения, достижения и деятельность известны далеко за пределами России. Однако не все знают о том, что этот человек, родившийся на рязанской земле, с самого детства питает глубокую любовь к поэзии Сергея Есенина, а сейчас делает все возможное, чтобы в Нижнем Новгороде была увековечена память Анатолия Мариенгофа, чьим творчеством он увлекся еще в 90-х годах.
 В своем интервью Захар Прилепин поведал о том, что для него значат имена Есенина и Мариенгофа, поделился своим мнением об их отношениях, а также рассказал о своих планах издать трехтомное собрание сочинений Анатолия Мариенгофа  и желании поставить ему памятник в Нижнем Новгороде.

— Как вы пришли к Мариенгофу?

— С самого раннего детства я очень любил Есенина и занимался всем, что с ним связано. В советском есениноведении фамилия Мариенгофа была наделена каким-то мистически-инфернальным светом: это некий злой гений, злой есенинский бес. Уже с 1985 года, когда я серьезно читал Есенина, мне захотелось лучше понять, кто же такой Мариенгоф и что за «Роман без вранья» он написал. К тому моменту я знал у него только пару четверостиший. В 1989-90 году вышли «Циники»: честно говоря, я прочитал и ошалел… это до сих пор одна из моих самых любимых книг. А потом еще вышел его сборник стихов, и тогда я окончательно заболел и его прозой, и его поэзией.
В общем, с 90-х годов я интересуюсь всем, что связано с ним, что выходит и что публикуется. Естественно, я знал, что он жил в одном из домов в районе Покровки, и как-то Олег Рябов показал мне этот дом. Я долгое время был уверен в том, что это он и есть — это здание напротив ДК им. Свердлова. А потом нашелся Дмитрий Ларионов, который всю эту историю и раскрутил.

— Как вы считаете, с чем связано достаточно негативное отношение к Мариенгофу среди многих почитателей Есенина?

— К счастью, плохо к Мариенгофу относятся далеко не все поклонники Есенина. Я думаю, есть несколько обоснований для этой застарелой нелюбви: с одной стороны, имеет место такое традиционное и неглубокое восприятие Есенина как такого деревенского поэта от сохи, националиста, который противостоял всему этому модернистскому, беспочвенному миру, некой порнографии духа. Отчасти и сам Есенин этому способствовал, заявив в одной из своих автобиографий о том, что у его товарищей нет чувства Родины. Безусловно, он не являлся никаким националистом: он поэт-реформатор, и друзья-имажинисты были нужны ему, потому что он у них учился. У меня есть работа «Великолепный Мариенгоф» — о взаимовлиянии Есенина и Мариенгофа. Пожалуй,  в смысле поэтической мастерской Мариенгоф повлиял на Есенина равноценно Блоку и Клюеву: это один из трех поэтов, который был очень важен для него. Кроме того, сама модель поведения Мариенгофа — вызывающая, свойственный ей эстетический нарциссизм, да и сам этот эстетский стиль Есенин перенял у него. Поэтому те, кто спокойно и незашоренно смотрят на всю эту историю, понимают, что Мариенгоф был одним из самых важных людей в жизни Есенина. Пока они были вместе, Есенин не пил так сильно: Мариенгоф был по-немецки упорядоченным, он следил за ним. Когда они расстались, он сошелся с Дункан, и тогда началась эта 2-3-х летняя эпопея есенинского пьянства, которая и привела его к трагическому финалу.

— Так кем же был Мариенгоф для Есенина, на ваш взгляд?

С. Есенин и А. Мариенгоф— Мариенгоф был своеобразным хранителем Есенина, хотя они и были полными противоположностями. Мариенгоф — не Черный человек Есенина, история их взаимоотношений имеет совсем не тот знак, который наше есениноведение ей приписывает.
Безусловно, Мариенгоф — это живой человек, поэтому он испытывал сложные чувства к своему собрату — отчасти даже чувство зависти, но такого  в нашем литературном кругу полно. Посмотрите на взаимоотношения любых крупных величин — Бунина и Горького, Бродского и Солженицына: это всегда взаимное притяжение и отторжение, это всегда очень сложные отношения.
В случае Мариенгофа не стоит думать, что это настолько несоразмерные величины. Есенин, безусловно, гений, но Мариенгоф тоже не последний человек в русской литературе: он потрясающий романист, поэт со своим голосом. Это было очевидно и для Велимира Хлебникова, и для Иосифа Бродского, к примеру.
Возможно, отдавая себе отчет в своем даре, он болезненно переживал то, что Есенин получил такое широкое признание, ведь любовь к нему была огромна и всенародна. В восприятии критики и масс Мариенгоф был богемным персонажем, что, конечно, не соответствовало масштабу его дара.
Что касается российского есениноведения — оно глубоко националистическое. Есенина всегда страстно хотели отделить от любого еврейского влияния, и Мариенгоф тоже попал в эту категорию. Это какое-то физиологическое нежелание, чтобы Есенин водил дела со всякой мерзостью, тоже сказывается на отношении к нему. Хотя, пожалуй,  сам Мариенгоф относился к Есенину еще теплее: какие замечательные письма ему писал, стихотворные посвящения… Да и сам Есенин никому такие теплые стихи не писал как Мариенгофу. Конечно, всегда найдутся люди, которые сочтут, что их отношения были сложнее дружбы, но это невозможно – они оба были тотальные бабники.

— Стихи, письма — все это было еще при жизни Есенина. «Роман без вранья» был написан позже, и именно его обвиняют в самой непростительной лжи в отношении Есенина. Что вы об этом думаете?

— Вся моя семья из Рязани, и культ Есенина в семье с детства. Когда эта книжка Мариенгофа попала нам в руки, мы всей семьей прочитали ее взахлеб и удивленно пожали плечами: что же такого страшного Мариенгоф написал, что у всех это вызывает такой ужас. По сей день иногда читаю что-то вроде «Эта жалкая книжка опошляет образ поэта». Да ничего там вообще плохого нет! Там прекрасные, полные любви рассказы о лучшем друге. Мариенгоф имел право на некоторые вольности — на скепсис, иронию, ведь он с Есениным жил и знал его как никто другой. До сих пор живо это малеванье Есенина как пастушка какого-то — это же смешно! Он жил тяжелой трудной жизнью, был полон самых разных страстей, и зависть клокотала не меньше, чем в Мариенгофе. Конечно, он был гений — и это его оправдывает, но делать из него пресветлого и пресвятого отрока самое глупое и совершенно нелепое занятие. По мне так портрет Есенина, написанный Мариегофом, до сих пор остается самым адекватным, в сравнении со всеми другими мемуарами, которых я прочитал очень много. Помимо прочего этот роман — совершенно замечательный литературный памятник с остроумным текстом.

— Так, возможно, причина такого отношения к Мариенгофу кроется вовсе не в нем самом, а в чересчур «обережительном» отношении к Есенину?

— Всем хочется присвоить, приватизировать Есенина и считать его своим. Кроме того, сыграло роль то, что Мариенгоф — человек не русский, ко всему прочему он модернист и сложный поэт, не предназначенный для массового восприятия. Он умник такой поэтический, а у нас таких умников не любят. Многие люди просто физически не способны оценить качество его поэзии, а оно очень высокое — я имею в виду период 1919-1925 гг., так как потом он писал стихи все хуже и хуже. Но то, что написано в этот период, безусловно, входит в сокровищницу русской поэзии.

— Насколько я знаю, сейчас Вы занимаетесь подготовкой трехтомника Мариенгофа. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

— Я только курирую этот проект, а серьезно этим занимается мой знакомый — Олег Демидов, который имеет более чем серьезное представление о наследии Мариенгофа. Он назвал мне тексты, которые он может добыть, я придумал их расположение. Буквально сегодня утром я нашел издателя для этой книги. Вообще издателя я искал долго: все говорили, что Мариенгоф — это круто, но издание трехтомника — слишком серьезное дело.
Нужно признать, его книги переиздаются уже более 20 лет, но в основном это «Циники», «Роман без вранья» и «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги», пару раз выходили сборники стихов. В нашем случае речь идет о серьезном наследии: Олег добывает тексты из архивов, многие из них не были опубликованы ни разу.

— Какие это произведения?

— Там будет один не издававшийся  рассказ, около 20 неизданных пьес и скетчей, неизвестные стихотворения. Кроме того, произведения, публиковавшиеся редко — например, роман «Екатерина», выходивший один раз в 1994 году, «Записки сорокалетнего человека» — также издавались один раз. Его переписка с женой не печаталась вовсе, переписка с Есениным публиковалась не полностью: известны только письма Есенины, а ответы Мариенгофа — нет. Там много замечательных вещей с точки зрения литературы и истории. Надеюсь, все это увидит свет.

— На какую публику ориентировано это издание?

— Я совершенно не задумываюсь об этом, но нужно признать, что в России еще сохранилась одна вещь — это люди, которые всерьез заинтересованы литературой. Книги Мариенгофа покупали сотни тысяч человек, а, может быть, и значительно больше. Его «Циники» даже экранизированы — это очень хороший фильм, великолепная иллюстрация жизни 20-х годов. Вообще Мариенгофа многие читают и многие любят.

— В связи с тем, что недавно был обнаружен дом, в котором Мариенгоф жил до переезда в Пензу, остро встал вопрос об установке мемориала, и, как мне известно, Вы принимаете непосредственное участие в этом процессе. На каком этапе сейчас находится разрешение этой проблемы?

— Мемориал — это отдельный вопрос. Мариенгоф — это крупная фигура в литературе 20 века, каковых в нашем городе было немного. Тот факт, что его дом сохранился целиком, сохранился двор, дом напротив, который он видел в детстве, даже лестницы и надписи на ступеньках — это совершенно уникально. Это чрезвычайно важно для любого литературного туризма. Недавно были экспедиции к этому дому: люди пришли отдать дань таланту Мариенгофа, приклониться его дому. С точки зрения механики нет никаких сложностей в том, чтобы повесить на доме доску, а на Большой Покровской  поставить ему памятник. Мы уже посмотрели: он отлично вписался бы в архитектурную композицию улицы и даже придал бы ей новый шарм. Там уже стоит жандарм, коза, девушка, — так почему бы не поставить и Мариенгофа, который со своим эстетски-декадентским видом денди начала 20 века отлично вписался бы по стилистике в этот пейзаж?
Я написал ряд писем в администрацию, они, конечно, отозвались. Просили прислать им все письма и подтверждающие документы того, что Мариенгоф действительно жил в доме № 10В по Большой Покровской (тогда просто № 10). Мы представили необходимые данные, но потом выяснилось, что не хватает записи в домовой книге. Откуда ее взять, если сохранились они примерно с 1947-го, а Мариенгоф родился в конце 19 века? Все представленные документы на 100% подтверждают, что он жил именно там.
Если не получится через министерство культуры, я буду подходить с другой стороны к этому вопросу, но добьюсь установки памятника. Это будет украшение для города.

— Мы начали разговор с того, что поклонники Есенина негативно относятся к Мариенгофу. Как Вы считаете, может ли как-то изменить ситуацию издание этого трехтомника и установка мемориалов ему в Нижнем Новгороде?

— У нас нет задачи как-то изменить общественное мнение. Есть люди, которые понимают, что Мариенгоф — это крупнейший персонаж в русской литературе, он гордость нашего города. Но есть и такие, кто и Есенина чтит за блатного поэта или воспевателя березок, а кто-то и вовсе рад сбросить его с парохода современности. Такое сейчас происходит и с Леонидом Леоновым, моим любимым писателем, и с Шолоховым, вокруг имени которого никак не утихнут споры об авторстве «Тихого Дона». Одним словом, это не движущийся процесс,  который свидетельствует лишь о том, что мы живем в живом литературном мире, где есть сильные эмоции. А Мариенгоф уже неоспорим: он был, есть и будет.

— Вы не планируете написать о нем книгу?

— Сейчас уже нет, хотя такая мысль была. Пока я работал над книгой о Леонове из серии ЖЗЛ, я понял, что это очень серьезная и трудоемкая работа, огромный труд. Конечно, мне бы хотелось отдать ему дань такой книгой, но на данный момент у меня много своих, еще не завершенных проектов, — в общем, я к этому не готов.
Что же касается памятника, то если мы, жители Нижнего Новгорода, не займемся этим, то это никто не сделает. Это будет показателем нашей преемственности, нашего отношения к русской словесности.

Нижний Новгород, 4 апреля 2013 года. Беседовала Алена Конкина

Комментарии  

-1 #7 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Наталья Игишева 25.02.2017 17:52
Г-н Прилепин то ли крайне невнимательно читал труды своего любимца, то ли сознательно замалчивает факты, не укладывающиеся в его теорию, – иначе не заявил бы, что «по-немецки упорядоченный» Мариенгоф следил за Есениным, благодаря чему тот пил не так много. На пьянь подзаборную Анатолий Борисович, конечно, не тянет (чего не было, того не было), однако выпить он очень даже любил, чего сам не скрывал и не стыдился (подтверждающие цитаты см. у П. Радечко, в гл. VIII «Троянского коня репутации Есенина»; так что это еще вопрос, кто больше употреблял спиртного: Есенин или Мариенгоф). Оценивать личность и творчество Мариенгофа можно по-разному (в зависимости от эстетических и нравственных стандартов оценивающего), но вот уж чего точно НЕ надо делать, так это пытаться быть большим католиком, чем папа Римский, а именно: представлять дело так, как будто г-ну Прилепину жизненный путь Мариенгофа известен лучше, нежели самому Анатолию Борисовичу.
Цитировать
0 #6 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Наталья Игишева 18.02.2017 20:55
Логика в этом интервью даже не ночевала: г-н Прилепин попросту говорит то, что ему выгодно сию секунду, безбожно сам себе противореча и, похоже, вовсе этого не замечая – а то попытался бы эти противоречия хоть как-то затушевать. Хочет убедить нас, что Мариенгоф положительно влиял на Есенина, – и рассуждает о немецкой упорядоченности Анатолия Борисовича; стремится как-то объяснить неприязнь российского есениноведения к Мариенгофу – и объясняет тем, что так Есенина пытались оградить от еврейского влияния. Заявляет, что таких умников, как Мариенгоф в России не любят (прозрачно намекая, что немариенгофолюб ивое большинство россиян – тупая биомасса, которой до продвинутости самого г-на Прилепина ничуть не ближе, чем до луны на четвереньках), а через несколько абзацев – что в России Анатолия Борисовича многие читают и любят. Как-то уж определился бы Евгений Николаевич, что ли: Мариенгоф у него – все-таки немец или еврей? любят его в России или нет?
Цитировать
-1 #5 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Наталья Игишева 07.11.2016 20:18
Прежде чем на полном серьезе заявлять, что свой стиль Есенин ни больше ни меньше перенял у Мариенгофа, г-ну Прилепину стоило бы почитать произведения, созданные Сергеем Александровичем до 1919 г., т. е. в тот период, когда Есенин с Мариенгофом не только не были знакомы, но и о Мариенгофе как поэте никто еще слыхом не слыхивал, и подумать, был у Есенина уже тогда свой стиль или нет (к примеру, есенинская визитная карточка под названием «Береза» была написана в 1915 г.). Интересно, как же это так Евгений Николаевич (таково настоящее имя Прилепина) с самого детства очень любил Есенина, серьезно его читал и занимался всем, что с ним связано, что то ли не знает хрестоматийных фактов, то ли сознательно (и, надо сказать, крайне примитивно, в расчете на полнейшую неосведомленнос ть читателей в рассматриваемом вопросе) их затушевывает, чтобы лишний раз попиариться и снискать славу правдоборца в среде падких на сенсации и просто малосведущих людей?
Цитировать
0 #4 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Наталья Игишева 06.11.2016 23:15
Всего лучше ощущения от этого интервью можно выразить фразой из «Железного Миргорода»: «От таких слов и смеяться и плакать хочется». То есть если Есенин – чуть ли не самый читаемый поэт в России, а Мариенгофа большинство россиян не знает даже по имени (а кто знает, большей частью на дух не выносят), то это значит, что творчество первого – ширпотреб для быдла, а второго – высокая поэзия для избранных интеллектуалов и эстетов (к каковым г-н Прилепин, надо полагать, причисляет и себя)? По этакой логике нам придется признать, что большинство людей не доросло до того, чтобы понять всю прогрессивность идей Гитлера, раз те, кто убежден, что, разбив нацистов, СССР упустил шанс стать частью великой европейской цивилизации и воспринять ее просвещенную культуру, составляют абсолютное меньшинство. (Можно еще вспомнить художества «Pussy Riot» и им подобных персонажей, тоже выдаваемые за особо продвинутое искусство, недоступное пониманию серой человеческой массы, но об этих даже говорить гадко.)
Цитировать
+2 #3 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Елена 19.10.2013 22:04
Читают и диссертации пишут. В нашей стране очень принято повторять чужое мнение и не иметь своего.Не читать книг, а цитировать критиков, в школе так научили, что порождает типичное "бедствие среднего вкуса". Понятие "литературная мода" - это очень глупо. Мариенгоф - писатель сложный, но яркий, самобытный и талантливый.
Цитировать
-3 #2 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Михаил 25.06.2013 17:42
Люблю Мариенгофа. Но он предал Есенина.
Достаточно мемориальной доски, а место оставим для будущего памятника Захару Прилепину.
Цитировать
-7 #1 RE: ПРИЛЕПИН З. Гениальный Есенин и великолепный Мариенгоф.Vera 28.04.2013 12:47
Кашмар на улице Вязов... Видно родственная связь жены Мариенгофа (Никритиной Анны) с Михаилом Козаковым (она тетка Козакову) не дает кануть в лепту этому человеку. Хотелось бы знать кто его читает???
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика