«Весенней гулкой ранью…»

PostDateIcon 16.04.2021 21:24  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 389

«Весенней гулкой ранью…»

Оркестр народных инструментов «Золотая мелодия» под управлением Льва Накарякова совместно с Академической хоровой капеллой Удмуртии исполнили программу «Там, где вечно дремлет тайна», посвящённую творчеству Сергея Есенина. Поэта, стихи которого исключительно песенные и музыкальные.

Осеннее весной

Мотивом обращения двух творческих коллективов к есенинской программе оказалась вовсе не разгулявшаяся весна. Это вполне объяснимые нынче пандемические обстоятельства отодвинули далеко во времени её выход на публику, сложившись в настоящую поэтическую строчку — осенний песенный Есенин весенним днём звучал проникновенней.

— Первоначально мы были намерены представить эту программу ещё прошлой осенью, в сентябре к 125-летию Есенина, но по понятным причинам были вынуждены перенести её почти на полгода. На мой слух, есенинская поэзия больше осенняя, и, не случайно отзываясь на это, своё выступление мы завершали песней Евгения Мартынова «У Есенина день рождения». Хотя в поэзии Сергея Александровича весна тоже находила своё отражение, — в интервью «Известиям Удмуртской Республики» рассказал художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Золотая мелодия» Лев Накаряков.

Песни, отданные в народ

Музыкальность поэзии Есенина давно отражается в мелодике песен и хоров, написанных на его стихи. К ним обращались Георгий Свиридов, Александр Вертинский, Тихон Хренников, Олег Анофриев, Григорий Пономаренко и многие другие композиторы — известные и безымянные.

Как раз несколько песен великолепного мелодиста Пономаренко вошли в программный плей-лист «Там, где вечно дремлет тайна». Вошли вместе с музыкой рязанского земляка Есенина, хорового дирижёра и композитора Евгения Попова. Помимо этого, в программе были представлены несколько песенных премьер. Солист хоровой капеллы Сергей Федосеев написал дуэт «Я помню», а хормейстер коллектива Дмитрий Никитин два хора — «В этом мире я только прохожий» и «Осень». Певец и композитор Алексей Городилов, которому в конце марта присвоили звание народного артиста Удмуртии, вышел на авансцену с новой авторской песней «Ямщик».

— Что касается инструментальных сочинений, то здесь прозвучали несколько частей из сюиты Геннадия Шендерёва «Взоры луговые» — «Скоморошьи потешки», «Хоровод» и «Провожания», очень точно характеризующих поэзию Есенина — русскую природу, лирические чувства и красоту человеческой души. Ну а в финале в совместном номере мы признались в любви к большому поэту, образы которого неизменно дают нам импульс для творчества, — перечислил Лев Накаряков и передал эстафету Алексею Городилову.

— В есенинских стихах всегда слышны народные мотивы, и совершенно правильно этого поэта называли сыном своего народа и русской земли, — включился в разговор Алексей Геннадьевич. — Поэзия Есенина проистекает из народных песен, мелодии которых могут перекликаться с завораживающей близостью и красотой. К примеру, второй куплет песни Григория Пономаренко «Не жалею, не зову, не плачу» на редкость созвучен знаменитому романсу на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» И у этих созвучий есть объяснение. Очень часто Есенин сам исполнял свои стихи под гармошку или гитару, но никогда не записывал песни на ноты. Он охотно делился ими со всеми слушателями, легко отпускал в народ, а позднее композиторы вполне могли слышать их и брать эти мелодичные строчки в свою музыку.

Романтик в этом мире

Таинственность Есенина — натура уходящая, ускользающая, и поймать её никому не удаётся.

— Нам тоже не удалось разгадать тайны Есенина, — с едва заметным вздохом-усмешкой заключил худрук «Золотой мелодии», снова выдав в себе поэтическую натуру.

Не зря же в собственных и немалых композиторских опытах — в хоровых и вокальных сочинениях — Лев Накаряков обращается не только к есенинской поэзии, но и к стихам Фета, Бунина, Блока, Бродского и двум трагичным фигурам в русской поэзии — Цветаевой и Ахматовой.

— В своей беспокойной душе я по-прежнему остаюсь романтиком, — не любитель раскрываться на публике Лев Брониславович всё-таки взял высокую меру в откровении. — Мне близка поэзия, связанная с проявлением человеческих чувств, гармоничная с моим мироощущением, мыслями и переживаниями. Поэтому многие творческие импульсы зависят от моего темперамента. Как человек спокойный, я не испытываю нестерпимого творческого зуда или удушья, чтобы послать всё и всех на все четыре стороны, обязательно схватиться за поэтический сборник, выдрать из него стихотворение и взяться наскоро написать музыку. У моего творчества природа иная. Работая в разных жанрах, мне часто приходится прагматично просчитывать возможности, исходя из своего плотного рабочего графика, расставлять акценты, приоритеты и вести творческое планирование. Но иногда, правда это бывает крайне редко, в неимоверной круговерти я даю волю своим эмоциям. Кстати говоря, о Есенине. Прежде на его стихи я тоже сочинял довольно много хоровых произведений. Только уклон тогда был сделан не на природу, не на лирику, а на православие и религиозные мотивы. Наверное, тут нашло отзвук то, что много лет я пел в церковном хоре и поэтому в своё время написал «Отвори мне, страж заоблачный,/Голубые двери дня», «Чую радуницу Божью», «Серебристая дорога,/Ты зовёшь меня куда» и «В лунном кружеве украдкой,/Ловит призраки долина,/На божнице за лампадкой/Улыбнулась Магдалина»… Так вот когда я начал работать в церковном хоре, то сразу почувствовал всю красоту хоровой песенной фактуры. Именно это и дало мне импульс к сочинению вокальной музыки. Затем я стал выбирать поэтов и далеко не всегда могу объяснить словами, почему обращаюсь к тому или другому автору. Порой это надо просто прочувствовать…

Нам ирония жить помогает

— Почему-то у меня есть подозрение, что сегодня ощущающим чувственным людям — таким как вы — жить нелегко.

— Жить действительно непросто, — Лев Накаряков не стал хорохориться. — Мы можем по-разному смотреть на картинку за нашим окном» и по-разному относиться к реалиям. Но у нас есть работа, и мы должны её выполнять. Причём по возможности выполнять с высоким качеством. Мы же артисты, музыканты и обязаны помочь людям находить позитивные моменты в жизни и дарить хорошее настроение.

— И себе тоже! Не зря же в вашем рабочем кабинете есть табличка с утверждением «Рай — это место, где нет понедельников, начальников и будильников». При всей вашей романтичности и утончённости вы ещё и ироничный человек.

— А без чувства юмора и иронии в нашей жизни никак нельзя. Ироничное отношение ко многим чрезвычайно серьёзным вещам помогает мне с моим же набором ценностей стараться жить в гармонии с любыми обстоятельствами! По крайней мере, думать о том, что это помогает…

Автор: Александр Поскрёбышев

«Известия Удмуртской Республики», 15 апреля 2021, № 039 (5226)

Нравится