БЕРДЯНОВА Т. Образ Есенина в кино

PostDateIcon 01.12.2012 18:54  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 7524

Татьяна Бердянова

ОБРАЗ ЕСЕНИНА В КИНО

Личность Есенина, его вдохновенный, свежий, щедрый и разносторонний талант привлекали многие поколения представителей искусства. Есенинское наследие стало источником выдающихся музыкальных произведений, поэтических посвящений, живописных работ, образ Есенина запечатлен в скульптуре. Свой вклад в пополнение и обогащение художественной Есенинианы внесли представители кино и театра. Пристальный взгляд режиссеров, сценаристов, актеров не мог не остановиться на такой персоне, как Есенин. Чем же объяснить это внимание к поэту? Чем привлекает одна творческая личность другую: интересной судьбой, яркой, беспокойной, трагичной? Близостью восприятия окружающего мира, общностью мировидения, мировоззренческими взглядами?
Первичный анализ работ, которые были предприняты в кино, показывает нам, что каждая из них своеобразна и заслуживает внимания. Исполняя роль Есенина, каждый из артистов пытался понять не только превратности, особенности, детали его личной судьбы, но и по-новому осмыслить жизнь России в переломный момент ее истории, в рамках киноискусства художественно осмыслить сложные философские и социальные проблемы — такие, как поэт и время, поэт и власть.
Работа с литературным, биографическим материалом предполагает активное включение личностного отношения авторов творческого процесса. В них переплетаются  голос самого поэта и авторское ощущение личности художника слова. В значительной степени это присутствие отмечается во всех работах, посвященных Есенину. И потому то, каким предстает в них Есенин, время, в которое он творил, характеризует в том числе и нас, его потомков, дает оценку нашему мировидению, глубине, силе понимания души и судьбы поэта, понимания истории и человека. Как нам кажется, многогранная самобытная личность Есенина, как и любой другой творческой натуры, не может быть раскрыта во всей своей полноте и своеобразии. Заметим сразу, что этот факт не является недостатком уже осуществленных работ. Наоборот, это говорит о кропотливости и тщательности, вдумчивости и осторожности в подходе к созданию нового оригинального произведения, которое связано с воплощением образа творческой личности.
В данной статье мы коротко проанализируем авторские киноработы, главным героем в которых предстает Сергей Есенин.

Кино по самой своей зрелищной природе больше других искусств склонно мистифицировать, отчуждать образ от его реальной первоосновы. Яркое тому подтверждение — первый опыт осмысления личности поэта, который был предпринят в 1972 году режиссером-оператором Сергеем Урусевским в фильме «Пой песню, поэт…» по сценарию Геннадия Шпаликова.
Сюжета, в обычном понимании этого слова, фильм не имеет. Построен он довольно необычно: с экрана и за кадром звучат стихи Есенина, которые сопровождаются дивными картинами рязанских раздолий. Ведь именно в них — и биография поэта, и его радость, нежность, любовь, боль, удаль, тоска. Рядом с Есениным в фильме живут и его поэтические создания: деревенская девочка, первая детская любовь поэта (образ этот проходит через всю картину), Анна Снегина, мельник и другие. Драматургия фильма зиждется на поэтических метафорах, она как бы вводит нас в мир есенинских образов, целиком опирается на творчество великого певца России. Роль С. Есенина играет Сергей Никоненко, который так рассказывал о своей подготовке к съемкам в кино. «Для меня день пятого марта прошлого года (1971 года.— Т.Б.) — самый радостный в жизни. Тогда я узнал на «Мосфильме», что утвержден на роль Есенина. Обрадовался и …испугался. Понимаете, я отдавал себе отчет, насколько сильно, искренне любят у нас Есенина. Обратился к документам, встретился с писателем Шкловским, со Шнейдером — он был импресарио у Дункан, с Н.П. Кончаловской. Но, честное слово, по-настоящему вдохновило меня на роль Константиново, здешние старожилы. Село, люди очаровали меня. Запала в душу первая встреча с родиной поэта. Вышел из машины, подумалось: «Ну, что же здесь необычного! Дома как дома, улица как улица». И вдруг за домами — круча, а под ней Ока, заливные луга, копны сена. Тут я понял, откуда у Есенина «половодье чувств». Представил себе, как Ока вдруг разольется по весне — и он на этой круче у изгиба реки… Что он чувствовал, с его-то сердцем, таким открытым и нервным, любящим все это: реку, розовые луга и поля, тишину. Словом, сама рязанская земля, прекрасная, нежная, давала мне вдохновение».
Что же видим мы на экране? Летнее сверкающее разнотравье, по цветущему лугу идет маленький мальчик, босой, в длинной холщовой рубашке. Здесь же и Танюша, воплощенный образ стихотворения «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», девушка ослепительной красоты, в вихревом танце влекущая улыбкой «кучерявого парня». Видим мы на экране и гурьбу деревенских парней, несущих первомайские лозунги и распевающих песни Демьяна Бедного, а за кадром звучит стихотворение: «Другие юноши поют другие песни…». Но порой стихотворные строки в фильме не читаются, а иллюстрируются средствами кино. Есть у Есенина строчки: «К черту я снимаю свой костюм английский. // Что же, дайте косу, я вам покажу — // Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, // Памятью деревни я ль не дорожу?» И мы видим на экране поле в разгар сенокоса и Никоненко-Есенина в сером, хорошо сшитом костюме. Вот он грустно задумался о чем-то: «Я ли вам не свойский?», вот «к черту» снимает «свой костюм английский», вот уже косит вместе с односельчанами. Потом разыгрывается в лицах «Анна Снегина». Таким образом, кинолента воспринимается нами, как книга с фотографиями.
Цель фильма, со слов режиссера С. Урусевского,— рассказать о поэте, оттолкнувшись от биографии, избежать бытовых частностей, показать, почему именно на этой земле, в простой рязанской деревне родился великий русский лирик, показать истоки его поэтического вдохновения. Отсюда — это обилие трав, цветов, ощущение радости долгого солнечного дня, этот бесконечный простор. Но иногда среднерусские пейзажи неузнаваемо преображаются камерой в слащавые, сусальные картинки, появляются «пейзанские» сценки полевых работ, режет глаз буйство красок, неестественных и аляповатых. А затем — муляжная, павильонная Америка, осовремененная и костюмно, и музыкально, и посреди всего этого — маленькая фигурка поэта, печально и обреченно выговаривающая бессмертные строки «Не жалею, не зову, не плачу…».
Здесь же и «воспрянувшая» Русь с чуждыми поэту плакатными, кричащими картинами революции: красные всадники на багровом фоне пожара, мчащиеся куда-то под музыку К. Молчанова. Куда делись нежный лиризм Есенина, его трагические мотивы, его ранимая, раздвоенная душа «последнего поэта деревни» Впрочем, эта киноработа заслуживает во многих своих моментах добрых слов, ведь фильм «Пой песню, поэт…» — не жизнеописание Есенина в строгом понимании этого слова, а рассказ о его творчестве, о его звонкой, душевной песне, пропетой и прожитой поэтом.
И если первая работа, посвященная С. Есенину, — своеобразная иллюстрация к его поэзии, то следующий опыт — художественный фильм «Золотая голова на плахе», завершенный в 2004 году (режиссер Семен Рябиков, исполнитель главной роли Дмитрий Муляр), — попытка углубиться в душевный мир знаменитого рязанца.
Сразу же стоит отметить, что работа над фильмом складывалась очень непросто. Тот факт, что она велась 8 лет, то возобновлялась, то вновь откладывалась, налагает существенный отпечаток и определяет, на наш взгляд, конечный результат и то впечатление, которое остается после просмотра — ощущение витража. Эпизоды, фрагменты биографии поэта объединены в единое целое событиями последних пяти лет жизни Есенина. Вот он в кругу своих близких, матери, сестер, деда, задумчивый или вызывающе-дерзкий — на «московских изогнутых улицах», в «кабацком чаду», грубый, порывистый, стихийный, одинокий, уставший, затравленный. Образ Есенина, созданный артистом Театра на Таганке Дмитрием Муляром не укладывается в образ певца «страны березового ситца» (хотя берез и пейзажных картин в фильме немало), ни «озорного гуляки». В результате та глубина, серьезность, некоторая замкнутость, свойственная личности актера, наложилась на черты, свойственные, по воспоминаниям современников Есенина, самому поэту — углубленность, осторожность, скромность. И как итог — перед зрителями еще один образ Есенина, настоящий, неподдельный, искренний. Замечательно то, что и режиссер, и актер, каждый по-своему, показали нам не только внешние события жизни Есенина, но и его самого как человека, ощущающего свой дар, непрестанно работающего, творящего, пытающегося понять, зачем он «пришел на эту землю».
Пожалуй, фильм вызовет, как это часто бывает, множество противоречивых мнений. Но то, что авторам фильма (и актеру, и режиссеру) удалось задеть зрителей за живое, не оставить зрителей равнодушными, увидеть и попытаться приоткрыть завесу над болью и тайной поэтической души — уже является определенным.
В скором времени, а именно в осенние юбилейные дни, мы увидим новую работу, посвященную С. Есенину. Будем надеяться, что телесериал с замечательным актером Сергеем Безруковым в главной роли не обманет зрительских ожиданий.
 
«Современное Есениноведение», 2005, № 3

Social Like