БУРЗЯНЦЕВ А. Д.

PostDateIcon 14.09.2012 17:50  |  Печать
Рейтинг:   / 28
ПлохоОтлично 
Просмотров: 15355

БУРЗЯНЦЕВ А. Д.



Александр Данилович БУРЗЯНЦЕВАлександр Данилович БУРЗЯНЦЕВ (1928-1997) — ведущий мастер российского пейзажа, заслуженный художний России, народный художник республики и лауреат государственной премии имени Салвата Юлаева.

Родился художник 19 октября 1928 года в хуторе Ново-Преображенский Зилаирского района Башкортостана. Самой сокровенной мечтой с детства было желание стать художником. В 1946 году он поступил в Пензенское художественное училище, в 1951 году вернулся в родной Зилаир учителем рисования. В 1952 переехал жить в Уфу, где вновь преподавал. Но мятежная душа Бурзянцева не успокаивается на достигнутом. Он едет к Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову в деревню Ивановку Пензенской области. Старый мастер рассказывает ему о годах своей учебы в мастерских Репина, о Билибине, Сомове, Кустодиеве, читает на память стихи Пушкина, Кольцова, Есенина, показывает свои работы. После знаменательного разговора с мастером для Бурзянцева начинается период поисков, изучения техники великих мастеров, понимание роли цвета. Картина «В окрестностях Белорецка» (1956) послужила началом его становления.

В 1957 году Бурзянцев под влиянием прозы Мамина-Сибиряка написал картину «Старый уральский городок», работа была написана под влиянием учителя Горюшкина-Скоропудова. Она экспонировалась на Всесоюзной выставке в Москве. В этой картине отразилось все художественное восприятие мира художником: он видел красоту в обыденном, повседневном. Ему всегда хочется «обжить» пейзаж, населить людьми, стройками, чтобы везде чувствовались руки человека-созидателя («На Караидели»). Тема Урала, его истории и современной жизни отныне будет главной в творчестве художника. Неповторима серия эпических уральских пейзажей Бурзянцева, а свое понимание красоты родного края живописец находит в строках Сергея Есенина. «Любя Урал как часть России, люблю и старинные русские города: Суздаль, Рязань. Люблю поэзию Пушкина, Есенина. Есенинская поэзия очень живописна. У него цвет так и разлит в стихах. Притом не имрессионистический, а ближе к локальному, ближе к народному» — так пишет Бурзянцев. Он много раз бывал на родине Есенина в селе Константиново, писал там этюды. Легкость и песенность есенинских стихов сказалась в картинах художника. Показательна в этом отношении картина «Сутолока» (1984), декоративно-нарядная живопись отражает светоносные, чистые краски зимы, поэзию городского пейзажа.

«Что меня радует в темпераментном искусстве Александра Бурзянцева? Прежде всего северные, есенинские пейзажи; он пишет старинные уральские городища, пишет природу Башкирии, и я вижу в его картинах национальный колорит края. Это идет от высокой культуры художника, его интернационалистического духа… Бурзянцев из тех, кто не стоит на месте — может уставать, но ни в коем случае не останавливается» — эти слова о художнике сказаны народным поэтом Башкирии Мустаем Каримом.

Местонахождение произведений в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М. В. Нестерова (Уфа), ГТГ (Москва), ГРМ (Санкт-Петербург), ГМ С. А. Есенина (с. Константиново Рязанской обл. РФ)

На родине Сергея Есенина

Село Константиново
Село Константиново.
1970
Вход в дом Есениных
Вход в дом Есениных.
1970
Холмы
Холмы. 1970
Избушка поэта
Избушка поэта.
1970
Низкий дом
Низкий дом. 1971
Мокрый снег
Мокрый снег. 1971
Веранда
Веранда. 1971
Апрель
Апрель. 1971
Могила отца поэта
Могила отца поэта.
1971
Разлив
Разлив. 1971
Изба-старуха
Изба-старуха.
1971
Синий звон
Синий звон. 1972
К весне
К весне. 1972
Ночь. Село Константиново
Ночь. Село Константиново.
1972


 

Возможно ли воплотить в живописи образы, созданные творческой фантазией поэтов? Проблему эту стремились решить многие поколения художников, и просчетов здесь бывало больше, нежели удач. Ошибки происходили тогда, когда художники пытались буквально воспроизвести словесный образ. Конечно, нетрудно нарисовать «проводов голубую солому», но как быть, скажем, с такой метафорой, как:

И вечер, свесившись над речкою, полощет
Водою белой пальцы синих ног

(«Голубень»)

В этом случае необходимо было найти такой живописный образ, который раскрыл бы очарование угасающего дня, выразил бы мелодию таинственного прихода ночи.

Уфимский художник Александр Бурзянцев уже много лет увлеченно пишет село Константиново (родину С. Есенина) и его окрестности. В живописных полотнах передает Бурзянцев свое восприятие константиновских мотивов, увиденных глазами современного человека. Оставаясь во многом документальными, картины пейзажиста несут обобщенный образ родной поэту рязанской природы, неброская красота которой всю жизнь питала его неистовое вдохновение. Александр Бурзянцев родился в Башкирии. Окончил Пензенское художественное училище в 1951 году, испытал на себе сильное влияние известного художника, замечательного педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Дипломная работа А. Бурзянцева «Пушкин в Михайловском» выявила интерес молодого живописца-лирика к скромной, бесконечно дорогой ему российской природе. Уже первые картины Бурзянцева «Ветер с Урала» (1956), «Осенью» (1957), «Старый уральский городок» (1959) позволяют говорить о Бурзянцеве как о самобытной творческой индивидуальности, оригинальном пейзажисте.

Земля в картинах Бурзянцева, пожалуй, одно из главных действующих лиц. Плотная, сильная, могучая, исчерченная дорогами и тропами, она легко несет на богатырских плечах своих города и пашни, леса и горы. Художник влюблен в свою уральскую природу. Однако видит он ее не по-бажовски сказочно нарядной, маскарадно-праздничной, а словно бы в вечном труде, в несгибаемом упрямстве восстающих к небу холмов, в стремительных срывах каменных склонов, обросших колючей щетиной редколесья. Это Мать-кормилица — суровая, беспощадно требовательная и единственная.

Картины Бурзянцева — не слепок с натуры. Это всегда — итог раздумий о многовиденном, сплав впечатлений, опыта прожитого и выстраданного.

Всякий раз, приезжая в село Константиново, в любую погоду исхаживает Бурзянцев долгие дороги и тропы, вглядываясь в бесконечно знакомые избы, рощи, поля, стараясь запомнить вдруг подмеченное состояние природы, почувствовать в порыве ветра или блеснувшей проталине особый настрой чувств, по ассоциации родственный поэтическим строкам.

Цвет в есенинской лирике играет немаловажную роль. В ней родные просторы не только принаряжены «сереньким ситцем», но подчас ярко окрашены: «сиреневая погода», «лимонный лунный свет»; и неожиданно: «пожар голубой», Русь — «малиновое поле». В полотнах Бурзянцева буквальных воспроизведений есенинской цветописи мы не встречаем. Могучее ощущение жизни неутомимо деятельной природы, с ее сложной, никогда не стихающей борьбой, ее вечным движением — вот содержание большинства картин живописца, и потому земля на холстах — то черная, то рыжая, то пронзительно-зеленая — дыбится холмами, проваливается оврагами, неожиданно убегает вдаль, превращаясь в голубень. Старое Константиново с погостом, церквушкой и кривыми избами вобрало в себя и   новые   приметы   времени, — утверждают   картины   Бурзянцева, — но это новое не вытеснило цветения вишен, не ослабило звучания коричнево-серебряной патины времени.

«Село Константиново», «Вишня цветет», «Голубой день», «К весне», «Мокрый снег» — эти и другие работы свидетельствуют о современном прочтении художником есенинских образов, об его умении разгадать скрытые от непосвященного глаза тайны бытия природы, ее лирическую наполненность, глубоко тревожащую сердце.

Образный строй многих полотен Бурзянцева навеян стихами.

Но скорее всего это «вариации на темы». Вот холст, названный «Низкий дом». Однако он не иллюстрирует известную строку: «низкий дом с голубыми ставнями» — начало весьма не веселой лирической исповеди поэта. Пейзаж Бурзянцева, где изображены голубая вода, серый осевший снег, лазоревые наличники избы и сумеречное небо, — это песня о весне, о всепобеждающей силе жизни, вечной и торжествующей.

Константиновская серия Бурзянцева с успехом демонстрировалась в Москве. Теперь большинство картин — собственность есенинского музея.

Юрий Нехорошев


 

 

Валентина СОРОКИНА

 

АПОСТОЛ ДОБРА И КРАСОТЫ

 

…Мне все твоя мерещится работа,
Твои благословенные труды:
Лип, навсегда осенних позолота
И синь сегодня созданной воды.

 

Бурзянцев А. Д.Эти строки Анны Ахматовой всегда приходят мне на память, когда я обращаюсь к полотнам художника редкого дарования Александра Даниловича Бурзянцева. Он всю жизнь творил на башкирской земле и оставил о себе яркую, добрую память — множество холстов, искрящихся поэзией, светом, богатой палитрой красок. Чтобы он ни писал — уральские пейзажи или суздальские купола, Переделкино или есенинские мотивы — в его работах всегда тонко звучат струны живописи и души мастера, отзывчивого к красоте, ко всему тому, чем живет человек. Своим талантом он прославил башкирскую живописную школу, непременно был в числе тех, кто составлял славу российского искусства на множестве международных выставок. Мастер был удостоен высоких званий заслуженного художника России и Башкортостана, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Мне посчастливилось видеть его работы в экспозиции Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге, в художественных музеях Екатеринбурга, Рязани, Твери, Перми, Челябинска и других городов. Я всегда безошибочно узнавала полотна А. Д. Бурзянцева среди многих других по их особой пластике, размаху его темпераментной кисти, воплощающей страстную, влюбленную в жизнь натуру мастера, по той мажорной цветовой симфонии, которая мощно звучит в них. Самая большая коллекция работ живописца собрана в уфимском художественном музее. Она не раз экспонировалась здесь, являя зримую связь его искусства с традицией российской пейзажной живописи, идущей от М. Нестерова, А. Саврасова, И. Левитана. В октябре 2003 года в музее прошла выставка произведений Бурзянцева, посвященная 75-летнему юбилею художника, которая стала достойным проводником этих высоких традиций в искусство ХХI века. Она показала также путь становления и расцвета таланта этого самобытного мастера.

 

Родом Александр Данилович из Зилаирского района Башкортостана. В деревне Ново-Преображенская, позднее в Зилаире прошли его детство и юность в семье скромного конторского служащего и сельской учительницы. Раскинувшиеся в глубине уральских лесов деревни, холмы и реки, знакомые дорожки и таинственные тропы - вся эта красота навсегда входила в память его души, сливаясь с романтическими представлениями, рожденными в его сознании поэзией А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, любовь к которой передала ему мать — Акулина Сергеевна Полубоярова. Шура, как звала его мать, с детства увлекался рисованием, делал иллюстрации к стихам А. Пушкина и сказкам, стены дома были сплошь обклеены ими. «Пушкин в моей душе с детства, — вспоминал Александр Данилович. — Когда в школе я узнал, что его давно нет в живых, был потрясен, долго плакал, как об известии близкого человека. Весь день бродил у замерзшего Урала и представлял его одинокую могилу, над которой «буря мглою небо кроет…»

 

Самой сокровенной мечтой впечатлительного, романтического мальчика было желание стать художником. Война перечеркнула все. Ушел на фронт отец и не вернулся, в 1943 году погиб под Сталинградом. Ему пришлось бросить школу и идти работать — в семье осталось четверо детей, он старший. Работал в леспромхозе, на лесозаготовках, научился катать валенки, которые партиями отсылали на фронт, но рисовать не бросал. В 1946 году восемнадцатилетнему юноше удалось осуществить мечту — он поступил учиться в Пензенское художественное училище. В 1949 году в дневнике записал: «Какое волнение испытываешь, когда идет обход! По живописи — 4, композиции — 4, рисунку — 5. И это по настоянию Ивана Силыча. Он сказал: «Смотри, не задирай носа». Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, ученик И. Е. Репина, преподавал в училище еще с 1908 года. Это был замечательный художник и педагог. «Он учил не ремеслу, а духу», — говорил о нем Александр Данилович.

 

В 1951 году вернулся в родной Зилаир, преподавал в школе рисование, через год переехал в Уфу, работал в художественном фонде. Живописью занимался урывками, да и то, что делал, удовлетворения не приносило. Как вырваться из плена ученичества, как найти себя — сколько раз он задавал себе этот вопрос. Однажды решил — надо поехать к Ивану Силовичу, излить ему душу, послушать советы. Почти сутки продолжалась беседа с учителем. «Я не спрашивал, как писать, а он не учил меня, просто показывал много своих работ. Запали в душу его слова: «Художник должен думать, для чего картина делается». Иван Силович читал стихи Никитина, Кольцова, Есенина. Уехал окрыленный, взбудораженный, с желанием работать», — рассказывал Александр Данилович. Работы учителя, написанные широко, красочно, заставили по-новому увидеть, понять роль цвета, формы в живописи. Вот почему по-иному зазвучала для него мелодия нестеровских образов, гармоничных красок в полотнах из собрания уфимского музея, многое открыл он для себя в работах И. Левитана, А.Саврасова, П. Стефановского.

 

У каждого художника бывает пора в начале пути, когда формируется его творческое лицо. Для А. Бурзянцева это были 1950-е годы — время послекультовской демократизации в советском искусстве, когда рушилась парадная риторика, замешанная на иллюстративности и обыденном натурализме, и рождалось искусство новой волны, на гребне которой были собственные образные, профессиональные открытия. Как и многие сверстники, искавшие свои пути в искусстве, Александр Данилович жаждал новых впечатлений, открытий. Он много ездит по городам Южного Урала, привозит массу этюдов и впечатлений. Открывшиеся ему картины природы, уральских городов — Сатки, Миньяра, Сима, Белорецка — дали ему возможность ощутить исторические связи прошлого и настоящего, понять, как сильны здесь жизненные корни и традиции, помогли осмыслить свое предназначение художника и гражданина, являющегося частью этого устойчивого, крепкого мира, красота которого вызвала в его душе глубокие поэтические чувства.

 

В 1956 году он создал свое первое значительное произведение — «В окрестностях Белорецка», в котором уже слышны звуки «чудного стиха», его стиха, написанного в романтических, жизнеутверждающих тонах, поющего о новой весне. В одухотворенности, наблюденности, которыми замечателен холст, заключено то главное, что сближает его с традициями русской пейзажной школы. Есть в нем и то, что выявляет индивидуальность автора — его обостренное чувство земли, живую, могучую плоть которой он передает плотной, материальной живописью. Это станет отличительной чертой произведений мастера. Своеобразно построение этого полотна с эпическим разворотом пространства, придающим композиции масштабность и величие. К сожалению, эта работа находится в частном собрании за рубежом.

 

В полную силу аккорды «чудного стиха» зазвучали в картине 1957 года «Старый уральский городок». Она стала визитной карточкой А. Д. Бурзянцева и обозначила главную тему творчества — уральская природа, а также мир его искусства, которое зиждится на поэзии жизни и добра, ярком живописном начале. Глядя на картину, испытываешь радость, которой одарил тебя художник, сочинивший этот чистый и светлый, как воды родника, холст. Искрятся под лучами солнца сугробы, уютно укутавшие домики старого городка, ложатся синие тени, сбегает вниз улочка, уводящая взгляд зрителя к бело-голубой златоглавой церкви, заснеженным холмистым далям.

 

Сколько раз вспоминал Александр Данилович советы учителя: «Смотри больше на холст, чем на натуру, береза растет там, где это надо художнику, и помни, что и в тени есть цвет». Так Иван Силович воспитывал в ученике импровизатора и живописца. Любовь к старинным городкам, архитектуре — это тоже от учителя, чья декоративная, праздничная живопись нашла последователя в работах талантливого ученика. Глядя на этот холст, улавливаешь и левитановские, и юоновские нотки, и кустодиевское народное начало. Главное же — бурзянцевская звонкая поэзия, озаренная страстная. Ласковый взгляд художника на мир рождает картину радостного бытия.

 

Огромной жизненной силой пронизано написанное в том же году полотно «Ветер с Урала», но его содержание, стилистика иные, нежели в предыдущем. Здесь иное, драматическое восприятие мира, эпический взгляд на уральскую природу. «Герои» полотна — две стихии: земля и небо. «Писал я пейзаж буквально под «диктовку» Есенина — «Свищет ветер, серебряный ветер…» — говорил художник. Этим двум произведениям была суждена большая жизнь — они обошли множество представительных выставок, сделав имя их автора известным в нашей стране, и обрели свой «дом» в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова.

 

Успех окрылял, придавал энергию, которой Александру Даниловичу и так не приходилось занимать. Очень живой, легкий на подъем, он буквально исколесил Урал, чтобы испить родники вдохновения и творить на холстах свой сказ об этом заповедном крае.

 

Именно таким сказом стала картина 1960 года «На реке Бианке». В ней все достоверно и даже узнаваемо, но сколько человеческого участия, доброй и светлой поэзии вложил автор в работу, убедив нас в правильности слов Сальвадора Дали: «Пейзаж — это состояние души». Полотно мастерски решено в сложной тональной разработке зеленого цвета, бархатным ковром покрывающего всю поверхность холста. Яркий летний день. Густая зелень деревьев на вершинах гор и бирюза склонов струятся, стекая к ласковой, теплой реке, В эту поистине райскую картину бытия природы вписаны житейские сцены — лодка с сеном на зеркальной глади реки, купальщица, косари, возвращающиеся с работы, Они органично дополняют мысль художника о вечности, красоте, жизни.

 

В 1960-е годы творчество А. Д. Бурзянцева обретает размах, силу и уверенное мастерство. Он приходит к созданию композиционных пейзажей с их многоплановостью образно-пластического решения, пишет полотна «В старом городе»(1964 г.), «На озере Кандры-Куль», «Белый снег» (обе — 1966 г.) Этими работами он в определенной степени отдал дань получившему распространение в те годы «суровому» стилю с его ориентацией на укрупненные формы, строгость пластического и цветового решения. Урал видится художнику в его неизменном величии, с холмами и просторами, с приметами исконной старины — демидовскими заводами, церквями, крепостными стенами. Магическая сила полотен А. Бурзянцева — в его умении показать сопряжение времен, сливающихся в единый гармоничный мир.

 

С новой силой забилось сердце Александра Даниловича, когда его коснулась красота древнего Суздаля, куда он отправился ранней весной 1968 года. Его любовь к старине обрела новую силу. Он пишет «Рождественский собор», «Святые ворота», «Весну в Суздале» и др. Жизнь идет своим чередом у старых стен храмов и монастырей, которые воспринимаются им как символ духовной красоты и стойкости России. Жизнерадостное мировосприятие автора заложено в музыке мазков его полотен -темпераментных, сочных, в декоративно-нарядных, звонких красках, в сочетании быстрых, подвижных линий, придающих им ощущение внутренней динамики.. Обладая блестящим даром импровизации, профессиональным опытом, Бурзянцев подчиняет своей воле композицию работ. Кажется, что они достоверно передают натуру, вместе с тем роль каждого предмета и линии распределена так, что они несут нужное настроение, энергию, мысль. Так рождается художественный образ в произведениях талантливого мастера, так он озвучивает свое отношение к русской культуре, традиции, к тому, что зовется Родиной.

 

В 1970 году Александр Данилович побывал в заветных уголках, связанных с именами А. Пушкина, М. Лермонтова — в Бахчисарае, Пятигорске. Выполнил здесь серию натурных живописных и графических работ — «Ворота в Бахчисарае», «Дом М. Ю. Лермонтова» (обе — 1970 г.) В последующие годы не раз возвращался к этим мотивам. В 1974 году судьба, которую, по словам художника, он искал сам, привела его в Переделкино, где он провел так запомнившиеся ему дни в увлеченной работе и где создал замечательные произведения — «Храм», «Купола» и др. Долгими зимними вечерами он много читал, открыл для себя поэзию Бориса Пастернака, узнал многое из его драматической жизни. Воплощением пережитых чувств, его понимания неразрывной судьбы поэта с Россией стало полотно «Могила Пастернака» (1975 г.) В нем — тихий уголок зимней природы с заснеженной могилой на первом плане. Словно охраняя эту грустную тишину поодаль высится грациозная церковь, голубые снега укутали землю, деревья одеты инеем. В том, как художник пишет этот величественный пейзаж, слышны его боль и неизменно просветленное ощущение жизни, вера в нее.

 

Через всю жизнь и творчество Александр Бурзянцев пронес любовь к поэзии С. Есенина. Он читал его стихи наизусть при всяком удобном случае и делал это с упоением. В 1970 году он собрал этюдник, краски и поехал на родину поэта — в село Константиново Рязанской области. В письме к искусствоведу Ю. И. Нехорошеву рассказывал: «Писать особенно не рассчитывал. Боялся. Но походить по есенинской земле да еще в мае… Очень мечтал. Постепенно расписался. Холсты писал небольшие, но и этюдами их называть неверно, потому что к каждой работе подходил как к картине, Заранее делал зарисовки с натуры, компоновал холст и потом уже с ясной мыслью о том, что хотел выразить, писал». На Рязанщине он бывал затем многократно, во все времена года, и всю последующую жизнь писал есенинские места, вкладывая в них свою любовь к поэту и краю — колыбели его таланта.

 

Начал он с самого дорогого — с «Домика поэта»(1970 г.). «Низкий дом с голубыми ставнями» показан в окружении цветущего майского сада. Много раз изображал его с разных точек, с разным настроением, каждый раз открывая в этом мотиве новую образную грань.

 

Глядя на работы «Малиновое поле» (1970 г.), «Разлив» (1971 г.), «Синий снег» (1972 г.), вспоминаешь многие строки поэта — «О, Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку», «Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе» и другие. Вспоминаешь потому, что сила чувства художника, его живописное видение, образное слово сродни Есенину. Но есть и то, что отличает работы художника — это его бескрайняя вера в жизнь, ликующая, мощная.

 

В марте 1982 года Александр Данилович выполнил карандашом автопортрет, в котором показал себя сосредоточенно-грустным. Он озаглавил его есенинской строкой «А вечер синий, а вечер такой синий». В апреле 1987 года до него дошла весть о том, что в Ленинграде разрушена гостиница «Англетер», в которой умер С. Есенин. Он воспринял это событие, как поругание священной памяти поэта. Тогда он сделал надпись на портрете: «А знать бы, что через пять лет Россия накинет удавку на Сергея Есенина, разрушив «Англетер» — последний вздох. Ни от могилы, ни от пышного надгробия не защемит сердце, если дух ушел. Свято место, где его не стало. Но храм разрушенный — все храм!»

 

А. Бурзянцева дух не покидал. Чувства, пробуждаемые поэзией Есенина, давали ему новые творческие силы, которые находили выход в его талантливой живописи. В 1987 году он завершил работу над большой картиной «О, Русь, заветный уголок!», в которой сообразно его замыслу запечатлено все близкое, дорогое сердцу поэта — «золотая бревенчатая изба», «плетневый палисадник», погруженный в багрянец осени, и крутой косогор, за которым «широко синеет тихая река». Все это с блеском мастерства облечено в выразительную живописную и пластическую форму. С упоением играет живописец драгоценными переливами золотых, бардово-коричневых, изумрудно-синих тонов, как опытный симфонист слагая их в сложный и красивый цветовой регистр. Столь же страстно «закручена» пластика холста, построенная на контрасте бурных, динамичных линий первого плана и величественно-спокойной ритмики дальней перспективы. Многие произведения есенинского цикла находятся в собраниях мемориального дома-музея С. Есенина в Константинове, Рязанского художественного музея. Украшают они и коллекцию уфимского музея.

 

1980-1990 годы — время, когда Бурзянцев, признанный и опытный мастер, пишет все дорогое, пережитое — уральские и уфимские пейзажи, есенинские места и лермонтовские мотивы. 1 ноября 1972 года он писал жене, Аэлите Васильевне, из Константинова, где у него проходила выставка: « В общем, я доволен, доволен еще и тем, что, наконец-то, возьмусь опять за Урал. Соскучился». Вот так, живя на Рязанщине, он тосковал по Уралу, а, вернувшись домой, с обостренным чувством писал есенинскую тему.

 

Александр Данилович оставался неподражаемо силен и индивидуален в создании эпических уральских пейзажей. Многогранна, богата, красива палитра мастера, выявившего через прозрачность красок сияние осеннего дня в работе «На Кара-Идели» (1984 г.) В работах этих лет встает образ девственной природы Урала — «Пещера Салавата» (1980 г.), «Юность Агидели» (1982 г.), «На Юрюзани» (1986 г.). В них — грациозные изгибы рек у подножия холмов, заросли лесов, то цветущих, отражающихся в плавных весенних водах, то погруженных в сияние снегов. Эти полотна с их танственно-романтической красотой по-бурзянцевски могучи, открыты, населены красками жизни, ароматами обновления.

 

В эти годы в творчество мастера приходит новая тема. «С возрастом как-то по- особому начинаешь ценить и любить тот край, где ты живешь и работаешь, — говорил художник. Я много ездил, видел, писал. Все это позволило мне почувствовать особую красоту нашего города, его старины и новостроек, его рельефа и колорита. Вот почему в последнее время тема уфимского пейзажа меня особенно привлекает. Для меня Уфа неотделима от таких имен, как Сергей Тимофеевич Аксаков, Михаил Васильевич Нестеров. Я с большим желанием и волнением пишу наши шиханы, реку Белую, которую писали Нестеров и Тюлькин. Мне хочется передать вольную красоту этих мест».

 

Интересное поэтическое преломление получили в многочисленных работах живописца пейзажи с изображением конкретных уголков Уфы — «Сергиевская церковь» (1989 г.), «Посадская улица», «Большая Московская улица» (обе — 1992 г.) и др. Полотно «Ледоход на Белой» (1989 г.) навеяно мотивами рассказов С. Т. Аксакова, два других — «Сад Луначарского. Место, где родился С. Т. Аксаков» (1989 г.) и «Здесь учился С. Т. Аксаков» (1990 г.) изображают мемориальные места города, связанные с жизнью писателя.

 

Очень любил Александр Данилович писать Уфу зимнюю, и это ему великолепно удавалось. В этих мотивах он находил особую романтику, и так по душе ему были краски зимы — светоносные, чистые. Таковы его работа «Сутолока» (1984 г.), картина-поэма «Рассвет» (1988 г.) с феерией завораживающего бело-голубого цвета, с фантастической красотой зимы и города, окутанного морозным дыханием, одетого в белый снежный наряд.

 

Последней значительной работой мастера, посвященной родному городу стала «Первый снег. Старая Уфа» (1995 г.) Написана она в очень тяжелое для художника время, когда он, пережив ампутацию ноги, адаптировался к жизни. Картина стала еще одним свидетельством огромного мужества, жизнелюбия Александра Даниловича, его бесконечной преданности творчеству. Общаясь с миром из окна своего дома, он написал этот лучезарный, добрый холст. Художник выбрал такое состояние природы, которое позволило ему с наибольшей силой передать игру цвета. Звучными аккордами на белом снегу играют синие, золотые, багряные краски, сливаясь в единую мажорную мелодию.

 

А. Д. Бурзянцев был человеком многогранных интересов, всегда оставался доступным, великодушным и порядочным. Он любил литературу, музыку, собрал фонотеку записей Ф. И. Шаляпина, общался со многими российскими, башкирскими писателями, поэтами. Годы творческой, человеческой дружбы связывали его с народным поэтом Башкортостана Мустаем Каримом. В 1987 году, находясь под впечатлением от его книги «Долгое-долгое детство», Александр Данилович поехал на родину писателя, в аул Кляшево Чишминского района, где создал ряд интересных натурных пейзажей, графических зарисовок — «Зырат», «Колодец Мустая», «Мастерская в Кляшево» и др. Со свойственным ему умением претворить увиденное в философский, эмоционально выразительный образ в 1988 году он написал большую композицию «Здесь родился Мустай Карим», находящуюся сейчас в собрании художественного музея имени М. В. Нестерова.

 

В октябре 1995 года, в день рождения Александра Бурзянцева, состоялась его последняя встреча с Мустаем Каримом, пришедшим поздравить художника с этим событием. На своем сборнике стихов «Возвращение» поэт написал: «Апостолу добра и красоты, отменному Мастеру, Другу моему Александру Бурзянцеву с преклонением перед его искусством. Мустай Карим, октябрь 95, ХХ век».

 

Последние большие работы художника написаны в 1996 году — «Ледоход», «Банный день», «Весна в Уфе» — изысканно богатые по чувству, цвету. Майским днем 1997 года мастера не стало на земле. Но его дух, талант, и большое сердце живут в его творениях. Чтобы он ни писал, какими бы ни были его композиции, в них всегда — лики земной красоты, жизнь с многообразием ее явлений. Каждое его произведение убеждает нас в подлинности таланта большого мастера.

 

«Бельские просторы», № 3, 2004 г.

 

 

 

 

Social Like