БРАУН Н.Н. Неотретушированный Есенин

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 16
ПлохоОтлично 
Просмотров: 21382

Неотретушированный Есенин

 

Беседа главного редактора «Яри» Тищенко А. Б. с поэтом Николаем Николаевичем Брауном.

 

А. Тищенко: Уважаемый Николай Николаевич, 2005 год прошёл под знаком двух знаменательных дат, связанных с Великим Русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным: 110 лет со дня рождения и 80 лет со дня гибели поэта. Давайте поговорим о Есенине как о поэте и гражданине, о том, что он значит для русских людей.
Н. Браун: Конечно,
110-летие Есенина в 2005 году, в этот период нашей истории, выглядит иначе, чем событие десятилетней давности, когда мы отмечали столетие. За это время сделано многое для того, чтобы имя Есенина не только не было забыто, но чтобы написанное им получило более широкое распространение, особенно для последующих поколений, потому что многие молодые люди имеют слабое представление о действительном Есенине, и, скорее всего, будут судить о его поступках, поведении, образе жизни по недавно вышедшему на экраны фильму. Хотелось бы выразить надежду, что показанное в этом фильме будет оценено правильно, и признаки этого уже есть.
Родственники Сергея Александровича поместили в Петербургской газете «Комсомольская правда» (от
10–17 ноября 2005 г.) материал под заголовком «На Безруковых стоит подать в суд». По их оценке, в фильме очень много неточностей, отвратительная путаница во времени. События, которые происходили в 1922 году, в фильме относят к 1924, а те, что в 1916, — к 1922 и т.д. Из-за этой подтасовки фактов зритель заходит в тупик.
Мне приходится встречаться со многими людьми, и некоторых из них я просил высказать своё мнение по поводу фильма. Вот три наиболее ярких отзыва.
Областной житель, фермер: «Нашего великого национального поэта постановщики фильма захотели красиво унизить, а может быть, это
чей-то заказ: изобразить его только скандалистом, пьяницей и хамом…»
Блокадница, пенсионерка: «Ведь эти авторы фильма (о Есенине) Безруковы, но не безмозгловы — понимали они, что делали. Назвали бы фильм
«Похождения крашеного блондина», — тогда другое дело было бы».
Мнение фронтовика, коммуниста: «Захотел Серёжа банкиров критиковать, с мировым жидом бороться. В Америке понял, откуда ветер дует, чей это
«интернационал». Перед партсъездом в Москве Серёжу решили убрать, чтобы за границу не сбежал. У следователей это называется «допрос с пристрастием», вдруг что расскажет перед смертью. Спасибо киношникам, не побоялись сказать, что Серёжа был убит. Хоть это останется от фильма…».
Привожу эти примеры потому, что люди, так называемые интеллигентные, как правило, своё мнение сформулировать не в состоянии и боятся
чего-то до сих пор, в 2005-м!
Надо отметить и другой аспект фильма — сюжет, связанный со следователем Хлыстовым. Эта фамилия является производной от фамилии Эдуарда Александровича Хлысталова, следователя МВД, который взялся за Есенинскую тему после того, как ему по почте пришли фотографии мёртвого Есенина, причём фотографии, не отретушированные Моисеем Наппельбаумом, а первоначальная безретушная съёмка, где видны раны Есенина, его страдания, следы пыток.
Заинтересовавшись всеми документами, которые остались от событий декабря 1925 года, он, как опытный эксперт, убедился, что все официальные документы, составлявшие это дело и являвшиеся свидетельством тех суток, — сфабрикованы, под ними даже подписи не подлинные. Один из более поздних исследователей Кузнецов Виктор Иванович установил, что подпись следователя Николая Горбова также подделана.
Однако дата
80-летия со дня гибели, со дня убийства Есенина, не должна заслонять ту главную дату, с которой мы — 110-летие со дня его рождения. Поэтому мне хотелось бы сказать о Есенине как о выдающемся национальном поэте и о том, что он всё-таки успел сделать для русской поэзии. Почему он так любим, так читаем?


Есенин в России был любим всегда, и даже его пьянство никогда и никем не воспринималось как порок, а вызывающие поступки как бытовое хулиганство. Это все были либо шалости, озорство, либо некое желание выразить себя, настоять на своей точке зрения, наконец, противостоять той бесчеловечной системе, которая уничтожала родное крестьянство, народ.

С первых лет советской власти начал действовать Декрет № 31 от 12 ноября 1917 г., в соответствии с которым уничтожались все титулы, ранги, сословия, а также Постановление CHK от 5 сентября 1918 г. «О Красном терроре». Есенин жил в то время, когда действовали эти декреты и постановления, когда велась беспощадная борьба со всякими видами собственности в деревне, а любой собственник объявлялся классовым врагом. Увидев это своими глазами, Сергей Александрович был настолько потрясен, что написал в стихах: «В своей стране я словно иностранец». И в стихотворении «Возвращение на Родину» дед его говорит о том, что ходит молиться в лес:

«Молюсь осинам…
Может, пригодится»

 

Потому что осина на себе повесила кого? — Иуду.
Есенина надо правильно читать!
Дед его не случайно молится осинам. Вся главная часть правительства, возглавлявшая эти деяния в стране, была одной и той же национальности!
Кроме известных пломбированных вагонов, в которых Россию понаехали всякие бундовцы, сионисты, вчерашние полубольшевики и прочие, из Америки прибыли ещё пароходы Троцкого со спецкадрами, которые впоследствии работали в ЧК. И эти заезжие люди принимали участие во всех пытках, расправах, страшных зверствах, от которых у любого человека с самыми крепкими нервами всё происходящее во вчерашней ещё православной стране вызывает глубокую печаль и скорбь.
Хочу напомнить, что семья Сергея Есенина, так же как и Клюева, происходила из старообрядчества. Старообрядчество придавало большое значение творению Божию всей вселенной и земному миру как единому целому, то есть человек и природа, человек и космос, говоря сегодняшними словами, были неразрывны друг с другом. Таким образом, у Есенина как и у Клюева, многое наделяется христианской символикой. но на деле является образами живой природы. Это его восприятие, выразившееся в метафорах и эпитетах, в неожиданных совершенно образах, потрясло поэтов, у которых он сам учился.
В 1920 году Есенин пишет замечательные заметки о языке — «Ключи Марии». В этом сочинении Сергей Есенин проявляет себя как теоретик поэзии. Его волнуют тайны мироздания, сама словесность как таковая, тайна словесного звучания. Есенин интересовался всем тем, что представляет собой суть русского слова. И русское слово он видит как вселенское, то есть вобравшее в себя все лучшие традиции с тем, чтобы во вселенной эти «Ключи Марии» порождали всё новые и новые воплощения, в которых была бы сосредоточена магическая сила русской жизни и русской мощи.
Во многих своих стихах, особенно раннего периода, Есенин употреблял диалектные слова. А «Песнь о Евпатии Коловрате» - пример того, как замечательно он владел церковнославянским.
Среди других значительных произведений Есенина мы не можем пройти мимо его поэмы «Пугачёв». Как она родилась?
При подавлении Тамбовского мятежа, возглавляемого братьями Антоновыми, произошли ужасные события. Восстало 70 тысяч крестьян: кто с оружием, кто с вилами, кто с берданкой, а кто с каким-нибудь ржавым мечом; они воспротивились страшному большевистскому террору, поборам, грабежам и массовым убийствам. Никто не ожидал такого оборота событий. (Тогда в 1918, восстал ещё и Ярославль под руководством атамана Перхурова). Тухачевский в своих дневниках писал, что «даже женщины и дети идут нам навстречу грудью и убивают нас как бешеных собак, как врагов». И были пущены в ход химические средства, оставшиеся на складах со времени Первой Мировой войны, — для поголовного истребления восставших крестьян и вообще всего живого.
Против русских крестьян воевал и большевик Антонов-Овсеенко. Антонов против Антонова! — это потрясло Есенина до глубины души.
Но как в условиях, когда Есенин уже стал известным поэтом, он мог высказать, выразить свою реакцию на подавление Тамбовского восстания? Есенин, по воспоминаниям современников, сидел в кафе неподалёку от Красной площади и кричал, что настало время бить коммунистов. На него писали доносы.
Кто-то услышал его призывы бить жидо-большевиков и тоже донёс.
Когда поэма «Пугачёв» вышла из печати, сразу поняли: этот Пугачёв Есенина — сегодняшний атаман Антонов. В поэме тот, кто зажигает фонарь, - это фонарщик-тамбовец; он зажигает огонь восстания против царящей в стране несправедливости, против уничтожения Русского народа. И на обложке всего два слова: Есенин и чуть ниже — Пугачов (через букву «о»). То есть Есенин — это Пугачёв сегодняшнего дня, который солидаризируется с братьями Антоновыми. Так Великий поэт откликался на события политические.
А.Т. Есенин, безусловно, был не одинок, у него было много друзей, с которыми он делился болью и горечью переживаний. Каково было окружение поэта, кого следует отнести к его истинным друзьям, какова их судьба?
Н.Б. На этот вопрос необходимо ответить следующее. Конечно, те, кто находились непосредственно рядом с Есениным, как правило, были так или иначе связаны с ОГПУ. Ведь Есенин был нестандартен, и оставлять его без какого-либо надзора ОГПУ не хотело. Вокруг него была сплошная политика — политика использования его имени. Было желание всячески приспособить Есенина для того, чтобы он, как поэт из крестьян, пишущий о Советской власти, воспевал очередные решения партии и т.д.  Есенина ставили в такие условия, при которых он должен был сдаться. А он не сдавался.
Сергей Александрович был
по-своему исключительно сдержан, осторожен и аккуратен, очень беспокоился о ближайших друзьях.
Алексей Ганин — близкий друг и родственник Сергея Есенина, женатый непродолжительное время на его сестре Кате (затем она была женой Василия Наседкина), талантливый человек русской души, поэт, по сути своей натуры философ, историк, автор сочинения о России и о судьбе Русского народа — знаменитых впоследствии заметок «Мир и свободный труд — народам», документа русского народного сопротивления.
В своих заметках Ганин пишет, что «Россия уже несколько лет находится в состоянии смертельной агонии», «святыни русского народа растоптаны, богатства его разграблены», «господствующая в России РКП - воинствующая секта изуверов-человеконенавистников, напоминающая средневековые секты сатанистов и дьяволопоклонников». И дальше он говорит о том что нужно делать, как объединяться, как свергнуть власть изуверов и направить все силы к единой цели — к великому возрождению Великой России.
На Алексея Ганина было написано много доносов. Найденные у него при обыске рукопись тезисов и типографский шрифт сыграли губительную роль. По делу Ганина было привлечено много участников, а сам он был сделан главой так называемого дела «Центра» или «Ордена русских фашистов», хотя никакого отношения к фашистам не имел.
Официально Ганин казнён 30 марта 1925 года, хотя эта дата вызывает сомнения, ибо известно, что шесть его товарищей не дожили до приговора, а были замучены при допросах, остальные семеро этапированы на Соловки.
Ганин читал свои заметки ближайшим друзьям. У Есенина это сочинение было. Для самого Сергея Александровича важную роль сыграло то, что у него эти тезисы не были найдены. Он все лишние материалы уничтожал. Приносил своей жене Изрядновой и сжигал у нее в печке.
Одновременно с делом «Ордена русских фашистов» как параллельная организация были осуждены ещё 13 человек, причём приговора по этому делу так никто и не видел. Имена этих русских патриотов необходимо назвать для того, чтобы было понятно, каких людей судили, кому «давал вьшку» Яков Саулович Собельсон (Агранов), кого посылали в концлагеря Собельcoн и К°. Это поэты; Пётр и Николай Чекрыгины, Владимир Галанов, Григорий Никитин, Виктор Дворяшин, Александр Потеряхин; крестьяне: Александр Кудрявцев, Тимофей Сахно, Евгений Заугольников и ещё четверо подсудимых разных сословий.
Этот суд имел дальнейшие последствия, развязав руки тем, кто потом казнил людей уже в значительно больших количествах: тысячами, десятками тысяч.
Особо нужно сказать о Василии Наседкине, близком друге Сергея Есенина. Его вызвали в ГПУ и как бывшего красноармейца и коммуниста попросили изложить свои взгляды, а также причины выхода из партии. Наседкин даёт губительные для себя показания. Он пишет правду о том, что видел, что происходило в России, выражает несогласие с политикой партии. Главная мысль: мы, русские, потеряли Родину и Отечество. А что может быть страшнее для русского человека, чем потеря Родины и Отечества? Кто был патриотом, кто об этом говорил открыто, впоследствии умирал при мучительных пытках.
Показания Василия Наседкина привели к трагическому итогу — искусственно создана группа «террористов», в состав которой были зачислены и приговорены к расстрелу Михаил Карпов, Иван Макаров, Иван Приблудный-Овчаренко, Павел Васильев (погиб под пытками в 1937 г.)
Летом 1937 года в НКВД была создана специальная группа по ликвидации «террористов» из писательской среды. Насколько удалось выяснить, единственный объект действий этой группы — крестьянские писатели.
Приговор о расстреле Наседкина приведён в исполнение по документам 15 марта 1938 года.
Ещё раньше, в октябре 1937, был расстрелян Николай Клюев — обвинён в терроризме, как глава монархической организации и якобы германский и японский шпион. Из близких друзей Есенина погибли также Сергей Клычков и Пётр Орешин. В числе самых болезненных переживаний — наше восприятие убийства сына Есенина — Юрия. Юрий Есенин был гордостью Сергея Александровича; это его первенец, рождённый русской женщиной Анной Романовной Изрядновой. Поразительный по своей силе искренности и настоящий русский патриот, поэт, талантливый человек. Вероятно, его откровенные высказывания легли на барабанные перепонки
чьих-то сексотских ушей, и Юрий был арестован и обвинён в принадлежности к группе «террористов». 7 декабря 1934 года Юрий Сергеевич Есенин был расстрелян. Произошедшее в «Англетере» 28 декабря 1925 года с Сергеем Александровичем Есениным — также результат вынесения ему смертного приговора, только в иной форме.
А.Т. Николай Николаевич, пожалуй, нет человека, который, собрал информации больше, чем Вы, о произошедшем в тот роковой день не из печатных источников, а из уст очевидцев события.
Н.Б. Я вкратце могу привести показания, которые нигде не могли фигурировать. Это свидетельства близко знакомых мне людей, которые лично видели тело Есенина в «Англетере», а также людей, которые рассказали мне о своих впечатлениях. Уже хорошо известно, что Есенин в «Англетере» не значился, не проживал. Далее я буду свидетельствовать от имени моего отца, известного поэта Николая Леопольдовича Брауна. О том, что не могло быть опубликовано, я знаю от него лично.
Итак, 28 декабря 1925 года.
«В этот день, с утра, — пишет Николай Леопольдович, — я находился в Доме Книги, в редакции журнала
«Звезда», где я тогда работал, В редакции был также Борис Лавренев.
Часов в 11 утра раздался телефонный звонок. Взволнованный голос критика П. Н. Медведева сообщил страшную весть: в номере гостиницы «Англетер» покончил с собой Сергей Есенин. Вместе с Лавренёвым мы пошли туда.
В номере гостиницы, справа от входной двери, на полу, рядом с диваном, лежал неживой Есенин…
В номере находились, кроме меня и Бориса Лавренёва. критик П. Н. Медведев, поэты — Вольф Эрлих, Вс. Рождественский, Василий Князев, Борис Соловьёв, писатель Сергей Семёнов, художники И. Бродский и В. Сварог. Позже пришёл Ник. Никитин
».
Когда я подробно расспросил отца о том, как выглядел Есенин, он мне сказал, что, видимо, его
откуда-то принесли, потому что он был весь в пыли. Даже в волосах у него был то ли песок, то ли какая-то пыль.
Рубашка была окровавлена, руки порезаны вертикальными порезами: не поперечными, а продольными. На предплечье правой руки оторван лоскут кожи. Пиджака его не было. Не было и никаких стихов. Правая рука Есенина скрючена, возможно, она была поломана при его сопротивлении. Есенин имел вид до смерти замученного человека.
Больше всего из рассказа отца меня потрясло то, что тело было застывшее, а голова отваливалась. И у Всеволода Рождественского в подтверждение есть строки в стихотворении, написанном вскоре: «и в мёрзлые доски затылок на каждой стучит борозде». То есть у Есенина позвоночник был сломан.
От отца я знаю, что имелась смертельная рана под правой бровью; кроме того, лоб пробит так, как будто в него ударили «железной сдвоенной палкой». Возможно, были повреждены ткани головы и в других местах, но за волосами не видно.
Когда встал вопрос о том, что надо поставить подпись под протоколом, Лавренёв и Браун категорически отказались. Они сразу поняли — здесь никакого соответствия нет.
По мнению Николая Леопольдовича, «Есенин был умучен».



Кроме того, я хорошо знал сотрудника ЧК Павла Николаевича Лукницкого, одного из организаторов похорон и отправки в Москву тела Есенина. Это был человек очень необычный, широких взглядов, оценивавший происходящее во многом адекватно. Вёл дневники. В частности, его «Воспоминания о встречах с Анной Ахматовой» впоследствии были опубликованы в Париже. В них о Есенине он пишет то же самое, что рассказал и мне лично. Со слов Павла Николаевича, «Есенин умер при допросе». Внешнее его описание было удручающим: изрезан, окровавлен, лоб глубоко пробит, а «левого глаза не было», по всей видимости, — выбит, «вытек».

Я хочу сказать также о том, что я нашёл удивительную публикацию тех лет — фотографию мёртвого Есенина на панихиде в Доме печати в Москве. Лицо как будто сделано из гипса — ни одной помарки, лоб абсолютно гладкий. Оба глаза на месте. Умиротворенное лицо. И писательница Галина Серебрякова вспоминает, как была потрясена тем, что в гробу «лежала кукла».
Мы располагаем фотографиями, которые показывают Есенина как смертельно изувеченного. На одной из них отчётливо видны дыра под правой бровью, две дыры во лбу. Как неоднократно писали, из носа вытекает часть мозга, потому что лоб пробит очень глубоко.
Очевидно, Есенина загримировали к тому времени, когда пришли писатели. Уже всё, что можно, было заглажено. Это я знаю и от Иды Наппельбаум, дочери Моисея Наппельбаума, известного фотографа и мастера ретуши, вызванного в Петербург для ретуширования фотографий Есенина. Ей об этом рассказывал брат Лев, помогавший отцу фотографировать мёртвого Есенина. Лев также помогал милиционеру снимать висящего Есенина, потому что его
как-то неубедительно повесили, и было видно, что он не повесившийся, а повешенный. Верёвка была намотана вот так: и он, рассказывая об этом сестре, несколько раз обвёл рукой вокруг головы. Лев Наппельбаум оставил воспоминания.
Ида Моисеевна также мне рассказывала, что так называемая предсмертная записка Есенина — изобретение ЧК и выдумка в воспоминаниях Вольфа Эрлиха. Эта «записка» хранилась у них много лет дома. Когда её принёс Эрлих, она уже была затёрта на сгибе. Как она написана и чем — неизвестно.
Что касается смерти Галины Бениславской (якобы застрелилась на могиле Есенина), то её опасались. Она некоторое время работала в ведомстве Агранова и очень много знала. Люди, работавшие на кладбище, видели, как туда привезли женщину. А выдумка с запиской… так это для ЧК не впервые.
Кстати, существует легенда, что когда журналист Георгий Устинов, опубликовавший в «Красной газете» заметку «Сергей Есенин и его смерть» с рисунком В. Сварога, был найден в петле в 1932 году, он тоже, якобы, оставил
какую-то записку. Г. Устинов был преуспевающим журналистом, который чересчур много знал об убийстве Есенина.
Художник В. Сварог делал зарисовку мёртвого Есенина в «Англетере». На его рисунке видно, что у Есенина нога на ноге лежит. Но так не бывает у висельников.
Есенин был опасен и после смерти. Власть предержащие опасались возможной эксгумации тела и проведения медицинской экспертизы. Есть свидетели тайного перезахоронения тела Есенина на окраине Ваганьковского кладбища. При похоронах матери Есенина гроб её оказался «не над могилой сына, а рядом с неизвестными останками… точное место его [Есенина] могилы теперь установить будет очень нелегко» (Из официального письма племянницы поэта С. П. Митрофановой (дочери А. А. Есениной) в комиссию Всероссийского Есенинского Комитета по выяснению обстоятельств смерти Есенина от 04.01.11994 г.)
Мужественным документом является реакция на смерть Есенина со стороны Бориса Лавренёва, опубликовавшего в «Красной газете» от 29 декабря 1925 г. замечательную заметку «Памяти Есенина. Казнённый дегенератами»: «…мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнажённую правду и назвать палачей и убийц — палачами и убийцами, чёрная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».
В заметке, написанной Всеволодом Рождественским по самым свежим следам, говорится:
«Умер Есенин. Это трудно сказать вслух. Это так же трудно сказать, как
«нет больше песни… Умерли березовые рощи, вечернее косое солнце, розовая дорожная пыль»
Умер Есенин. Умерла песня. Ещё будут «читать» стихи, ещё будут «произносить» их с эстрады, но «петь» уже не станет никто. Новые машинные ритмы вошли в нашу жизнь.
Прощай, Сережа, — песня, сгоревшая на ветру
».
Ошибся Всеволод Александрович. Потому что в те дни не представлял Рождественский значительности и мощности созданного Сергеем Есениным. Есенин — Великий национальный русский поэт, и Россия будет петь его всегда.
В завершение прочту строки из своего стихотворения:

 

… Как ветер, безвестное пение
Взлетает над золотом нив.
ПЕТЬ БУДЕТ РОССИЯ ЕСЕНИНА 
НА СЛОЖЕННЫЙ ЕЮ МОТИВ!

 

30.12.2005.

«Ярь», № 1 (9), 2006 г. С.-Петербург.

Social Like