Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

38059093
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
7988
12626
20614
35946058
7988
345505

Сегодня: Дек 01, 2020




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Талдомский край: Сергей Клычков и Сергей Есенин

PostDateIcon 21.11.2020 18:07  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 132

Талдомский край: Сергей Клычков и Сергей Есенин
К 125-летию со дня рождения С.А. Есенина и дню памяти С.А. Клычкова

dom Klychkov
Дом-музей С.А. Клычкова

Не так много мест в Подмосковье связано с именами Сергея Есенина и Сергея Клычкова. Среди них — и Талдомский район. Как известно, Есенин дружил и тесно общался с нашими земляками Сергеем Клычковым, Василием Казиным, был знаком с Львом Зиловым…

О неоднократном посещении родины поэта Сергея Клычкова — д. Дубровки Есениным известно из многих воспоминаний: поэта Ивана Сергеевича Романова (весной 1919 года), брата С.А. Клычкова Алексея Сечинского, других родственников (впервые братьев Валентина и Виталия Клычковых отыскал В.П. Саватеев: см. буклет «В Северном Подмосковье» — М., 1984: «В Дубровки приезжали в гости друзья Клычкова — Сергей Есенин и… скульптор С.Т. Конёнков. Весной 1922 года приехал известный …писатель Михаил Михайлович Пришвин…»).

Автор посвятила приезду поэта Сергея Есенина в Дубровки свои стихи:

Есенин в Дубровках
По рассказам Виталия и Валентина Клычковых

Я вспоминаю: был июль,
Теплынь. Макушка Лета,
Когда приехали гостить
В Дубровки два Поэта…

Мы, лет по десять пацаны,
В баталочки играли,
Построив чудо-городки,
Фигуры выбивали…

Вдруг гости — к нам:
Примите в кон!
Тряхнём, мол, стариною!
Азарт и шум, и пыль столбом,
Увлечены игрою…

Но уступили пацанам…
Что ж, нам верхом кататься!
А гости: «Нет уж», — говорят, —
Пытались отказаться…

Тут чуть до драки не дошло,
Но не подрались всё же…
Как раз подходит к игрокам
Наш друг, Клычков Серёжа:

«Вы что, ребята?! Земляки!
Да это ведь Есенин!
По всей стране его стихи
Звенят дождём весенним!

А с ним Орешин Пётр! Поэт!
Слышна его «Дулейка»!
А ты, курносый, в десять лет
Сложить стихи сумей-ка!»

…Расхохотались и пошли,
О чём-то вслух болтая…
Притихла, словно воробьи,
Босых мальчишек стая…

…Потом под вязом, ввечеру,
Собравшись на лужайку,
Частушки пели под гармонь.
Ещё — под балалайку

Концерт устроив землякам,
Соседи и Поэты…
…С тех пор любовь моя к стихам
Есениным согрета…

(написано летом 1995 года).

Легенд о пребывании Есенина в нашем крае немало… Вот и житель д. Высочки Константин Андреевич Жуков вспоминал: «Мы приезжали на Ильин день 2 августа 1923 (?) год в Дубровки… Гуляли в саду, нам дали яблок, давал Есенин и при этом сказал: «Ребята, вот вам яблоки, по два яблока». Есенин и Клычков были в рубашках (косоворотках) расстёгнутых, с поясом; в брюках и ботинках… Нас было пять человек из д. Высочек: я (Костя Жуков), Лёня Лучинин, Шура Недачин, Лёня Шаренков, Петя Зотов (все ребята погибли в войну). Мне было 7 лет, осенью я пошёл в школу». В «Книге памяти» Московской области, Талдомский район, том 4, книга 2 среди погибших в ВО войну: Зотов Фёдор Степанович (1914, Талдом — август 1942, погиб в бою); Лучинин Алексей Иванович (1912, д. Волково — 1941, пропал без вести в октябре)…

В летописи жизни и творчества Сергея Есенина должно обязательно войти и посещение им, кроме д. Дубровки, ещё одного памятного места Талдомского края — деревни Горки вместе с Василием Васильевичем Казиным (25.07. (06.08) 1898 — 01.10.1981). Дело в том, что в Горках у Казина жила его тётя, а его мать была родом из деревни Горки… О посещении С. Есениным и В. Казиным д. Горки сохранились воспоминания тогдашней местной жительницы Анастасии Алексеевны Бутяковой (урождённой Смирновой) в двух вариантах: записанные ей самой и с её слов родственницей Анастасией Сергеевной Смирновой (после наводящих вопросов) соответственно 11 ноября 1985 года и 12 февраля 1988 года.

Из этих воспоминаний видно, что Есенин приезжал в д. Горки на Рождество (Святки) в 1919–1920-м годах на два дня; а второй раз — на Пасху на два-три дня примерно в 1922-м году.

Из воспоминаний: «Мало кто знает, что великий русский советский поэт Сергей Есенин в 1919–1920 годах дважды приезжал в Талдомский район в маленькую красивую деревеньку Горки (ныне — Дмитровского сельсовета)вместе с другом — поэтом Василием Казиным к тётке В. Казина Марии Сергеевне Ивановой. Первый раз они приезжали на Рождество и пробыли в деревне недели две, второй раз — летом.

Сергей Есенин очень любил русскую природу, своё родное Константиново, а деревня Горки, её расположение на холме, с богатой русской природой, полями, лугами, лесами, небольшими прудами, рядом красивая роща… с прекрасной сельской школой, которая до настоящего времени ещё сохранилась, видимо, напоминала ему Константиново… По рассказам моей матери, Клинковой Екатерины Яковлевны, двоюродной сестры моего отца — Устиньи Ивановны Ростовой, которые, к великому сожалению, недавно ушли из жизни, а также моей родной тётки Бутяковой Анастасии Алексеевны (урождённой Смирновой, ныне здравствующей и проживающей в городе Ленинграде), было видно, что Есенину нравился простой крестьянский народ деревни Горки, а народ на Горках был действительно хороший, весёлый и общительный.

В дом моей бабушки, Смирновой Парасковьи Петровны, которая приходилась родственницей тётки В. Казина, Ивановой Марии Сергеевны, Василий Казин и Сергей Есенин приходили к моему отцу, Смирнову Сергею Алексеевичу как к приятелю и другу Василия Казина и часто оставались ночевать на полатях. Тётке в то время было лет 12-ть, а матери и двоюродной сестре отца было лет по 15-ть.

В их воспоминаниях, бывших деревенских детей, Сергей Есенин остался боевым и весёлым молодым человеком. Вечерами с ребятами из Горки Сергей Есенин и Василий Казин ходили в деревню Дмитровку, шутили, веселились, резвились и пугали грачей… А на Рождественских праздниках деревенские дети и подростки любили ходить калядать, но ходили только к тётке Марьи, когда приезжали к ней В. Казин и С. Есенин.

Для них, деревенских ребятишек, Василий Казин и Сергей Есенин были просто приезжие в гости москвичи, они и не знали, что перед ними два замечательных русских поэта. А.С. Смирнова».

После наводящих вопросов автора были составлены ещё одни воспоминания: «Первый раз С. Есенин вместе с В. Казиным приезжал в деревню Горки на Рождество (Святки) в 1920-м году. В. Казин был одет в тёмно-синий костюм, а С. Есенин — в серый.

…На Святках девушки снимали «беседу», т.е. нанимали у кого-нибудь дом; рассчитывались девушки то паймом льна, то хлебом, у кого что было.

На Святках С. Есенин был вместе с В. Казиным дня 2, а потом уехали в Москву.

Второй раз С. Есенин вместе с В. Казиным приезжал на Пасху примерно в 1922-м году, тоже был дня 2-3, а В. Казин, которого Ленин называл пролетарским поэтом, приезжал на Горки часто к тёте Марье Сергеевне Ивановой, сестре его матери.

Мария Сергеевна (по мужу) Иванова — уроженка деревни Бучево Талдомского района, мать Василия Казина тоже родилась в дер. Бучево, вышла замуж в Москве за водопроводчика (отца Казина)…

Песни пели разные, большинство старинные, плясали русские пляски, обычно водили «кадриль». Песни пели из старинных: «Уж ты сад, ты мой сад…», «Златые горы» и др. Пели частушки.

Надо ещё учесть, что в деревне Горки проживали сапожники, которые на зиму уезжали на приработки в Москву и Петербург, а летом возвращались на сельхозработы в деревню, поэтому жители этой деревни имели свой отпечаток и города и деревни. Некоторые из жителей этой деревни впоследствии переселились кто в Ленинград, кто в Москву на постоянное место жительства.

Тётка В. Казина, Иванова Мария Сергеевна, была замужем за двоюродным братом Смирновой Прасковьи Петровны, матери Смирнова Сергея Алексеевича, друга Василия Казина.

Когда приезжал Казин и один, и вместе с Есениным на Горки, то всегда приходили к Смирнову Сергею Алексеевичу, брату Бутяковой Анастасии Сергеевны, и часто оставались ночевать. Спали на полатях…
А вечерами ходили на гулянья…

Смирнов С.А. с 1929 года проживал с семьёй в Ленинграде. В первый день ВО войны был мобилизован в армию. Умер в госпитале в марте 1942 года в Ленинграде от истощения 3 степени.
В 1962-м году В. Казина навестил племянник Сергея Алексеевича Смирнова — Валентин Фёдорович Бутяков. В.В. Казин вспоминал Сергея Алексеевича, интересовался его судьбою и семьёй, на прощанье подарил свою фотографию матери В.Ф. Бутякова Ан. Алексеевне со своим стихотворением и автографом.

К сожалению, ушли из жизни Ростова Устинья Петровна, в 1982-м году, двоюродная сестра Смирнова Сергея Алексеевича и Клинкова Екатерина Яковлевна в 1984-м году, жена Смирнова Смирнова Сергея Алексеевича, обе уроженки деревни Горки, которые девочками-подростками хорошо помнили приезд Сергея Есенина и Василия Казина на Горки. Часто, собираясь вместе, вспоминали их приезд.

Воспоминания со слов моей тёти, Бутяковой (Смирновой) Анастасии Алексеевны записала Смирнова Анастасия Сергеевна, 1929 года рождения, урожд. в д. Горки, Талдомского района Московской области. 12.02.1988 г. г. Ленинград…, пр. Смирнова…».
Как видно из воспоминаний, основные события пребывания Есенина и Казина в Талдомском крае, разворачивались в деревнях Горки, Дмитровка, Бучево неподалёку от храма Троице-Березняки… и приходской церкви с. Рождества во Вьюлках… Что же мы знаем об этих местах?

Бучево

В Дмитровской писцовой книге 135–137 гг. (1627–29 гг.) значится:
«За подьячим за Вторым Шестаковым, что ему дана на выкуп Живоначальные Троицы Сергиева монастыря до его и жены ево и детей ево живота, а дана та вотчина вкладу по дядя ево по Иване Михеева сына Палицына деревня Буцово, а в ней двор вотчинников, а живут в нем деловые люди Осипко Харитонов, Дорошко Матвеев, Силуяно прозвище Томилко Яковлев, двор прикащика Петрушки Филипьева…»

До 1764 года деревня принадлежала Святотроицкой Сергиевской лавре, потом в Ведомстве Государственной коллегии экономии. В 1781 году состояла из 25 дворов с 160 жителями. В 1851 году 41 двор и 267 жителей, питейный дом. Деревня расположилась по склону реки Хотчи. После отмены крепостного права крестьяне широко арендовали нужные земли (пустошь Белую, 160 десятин пашни, покоса и выгона, восемнадцать десятин пахоты, пустошь Деревеньку, 140 десятин выгона). Держали коров, лошадей, овец, занимались также портновским и башмачным промыслами. К концу XIX века в Бучеве проживало 269 человек, из них 25 мужчин знали грамоту. Из 42 детей школьного возраста учились только два мальчика. В селении был магазин, мелочная лавка и трактир».

Дер. Бучева с пустошью Митиной

Положение дачи на запад возвышенное, на восток низменное, по обе стороны р. Хотчи, течение которой по болотистому низменному месту. Р. Хотча разливается весною в обе стороны на версты, а в жаркое время течение её местами прекращается и вода держится в плёсах. Вода в колодцах для употребления хороша, а в р. Хотче имеет болотистое свойство. Здесь 1 деревянный мост; устроен и содержится он обывателями. Почва серая, частью супесок и чернозём. В даче этой находится дер. Бучева, в ней 44 хозяйства и 41 двор и по 9 ревизии мужского пола 130, женского 137 душ. От г. Калязина дер. Бучева в 50, от приходской церкви в с. Рождество во Вьюлках в 6 и от квартиры 2 стана в дер. Плоской в 60 верстах. При деревне находятся: 1 питейный дом; 3 пожарных багра; 1 запасный хлебный магазин, в нем на лицо: ржи 405 четв. 4 четвер. 5 гарнцев, ярового хлеба 260 четв. 1 четвер. 3 гарнца; в ссуде ржи 388 четв. 1 четвер. 4 гарнца, ярового хлеба 169 четв., 5 четвер. 6 гарнцев; в недоимке ржи 77 четв. 7 четвер. 4 гарнца, ярового хлеба 39 четв. 5 четвер. 7 гарнцев; изб 22 белых и 30 черных. Высевается на душу: ржи и овса по 4, ячменю 3, льну ; четв.; в огородах: конопля, картофель, капуста и прочее, немного для себя. Средний урожай хлеба озимого и ярового сам 4, сена на душу 60 пуд.; лес покупается. Крестьяне, русские православные занимаются хлебопашеством и промыслами. Средним числом приходится на 4 души по 2 лошади, 3 коровы и 4 овцы. В свободное от полевых работ время на заработки уходят 26 чел. по разным местам и занимаются: 11 красильным ремеслом, 7 портным, 3 шерстобойным, 3 башмачным мастерствами и 2 плотничеством».

(Межевое описание Тверской губернии Калязинского уезда 1855 г.)

Горки

Едва ли ошибёмся, если скажем, что это — одно из живописных мест района. Горки располагаются на высоком месте, на так называемом увале, тянувшемся с юго-запада на северо-восток. Отсюда открывается широкий обзор окрестности. Поля у деревни скатистые, с большим уклоном. Из-за нехватки покосов жители арендовали их у соседей. В 1781 году деревня состояла из 14 дворов с 74 жителями и принадлежала Ивану Михайловичу Грибоедову, гвардии поручику Александру Федоровичу Хомякову и каптенармусу Степану Александровичу Хомякову*. В 1851 году деревня принадлежала Лидии Григорьевне Хомяковой и насчитывала 15 дворов с 99 жителями. В деревне была кузница и хлебный запасной магазин. К концу века в деревне проживало 108 человек. В 1905 году здесь была открыта четырёхгодичная школа на 79 человек (здание существует и до сих пор) ** (Сгорело в 90-х годах). После отмены крепостного права жители занимались башмачничеством и земледелием. Входила в Семеновскую волость.

*Степан Александрович Хомяков (… — 1836) отставной лейб-гвардии поручик, Сычевский уездный предводитель дворянства (1832–36)».

Дмитровка

В 1781 году сельцо Дмитровка состояло из 22 дворов и 134 жителей. Принадлежало оно Василию Афанасьевичу и Прасковье Ивановне Палицыным. В 1851 году в деревне было 23 двора и 186 жителей. Владелец жена коллежского ассесора Екатерина Григорьевна Палицына. О местоположении деревни статистическое описание говорит так: «д. Дмитровское на пригорке. Ручей Бородинка. Поля гористые, скатистые, почва песчаная, на полях камни». В деревне имелись чайная, лавка и кузница. Жители (их к концу века насчитывалось 161 человек) занимались главным образом отхожим портновским промыслом и, конечно, сельским хозяйством. Грамоту знали 13 мужчин и одна женщина. Из 20 детей школьного возраста учились только 5 мальчиков. При деревне располагался отдельный дом при кузнице калязинского мещанина Андрея Ермолаева и маслобойня с трактиром и лавкой крестьянина Александра Иванова.

Как видно из приведённых сведений, эти деревни и окрестности принадлежали разным известным владельцам и личностям; начиная от Троице-Сергиевой Лавры и Палицыных до Грибоедовых, Хомяковых… Кроме того, в д. Бучево родились: поэт Иван Сергеевич Романов (06.10.1888–12.05.1965); мать В.В. Казина; воздушный стрелок А.А. Соколов (повторивший в составе экипажа подвиг Гастелло)… А школа в д. Горки была под патронажем семейства меценатов из купцов Королёвых… Храм Рождества Вьюлки воспевает в своих стихах «У истоков Вьюлки» поэт-фронтовик Владимир Фёдорович Морковников (10.08.1923, д. Костолыгино — 03.11.1995, Талдом): «Я временною связью болен,// Сшиваю памяти листы. // Поёт, как встарь, звон колоколен, // Горят сусальные кресты…» (Рождество-Вьюлки, октябрь 1985).

Интересно, что «в 2003 году был восстановлен родник «Прощёный колодчик» на речке Бородинке, рядом с храмом Троицы-Березняки. Во времена сплошного осушения болот и сведения заболоченных лесов тяжёлая техника раздавила колодчик, а потом и засыпала его. Люди перестали ходить к нему и забыли про родник. И только старожилы тех мест помнили о роднике с целебной водой. Именно благодаря этим людям — А. Мурзакаевой (д. Костенево), А. Горячеву и Н. Горячеву (д. Дмитровка), А. Типаеву и Б. Калганову (д. Бородино) родилась идея восстановления Прощёного колодчика. Анна Ивановна Калганова из д. Бородино показала место источника. Вода пробивалась тоненькой струйкой у основания высокого берега и сочилась по всему отвалу. А сам берег густо зарос ивняком и крапивой.
…Всего за два дня был проделан колоссальный объём работ: зачищены склоны, сделаны ступеньки, сооружён мостик через Бородинку. Родник углублён и расширен, выложен по краю брёвнами. Сделан сток, чтобы набирать воду. Когда раскапывали родник, нашли старую кладку из валунов. Всё это время Прощёный колодчик существовал под землёй, скрытый от людских глаз. Вскоре мутная вода сошла, и все попробовали настоящую родниковую воду на вкус. Она была очень холодная с железистым привкусом, хорошо утоляла жажду. Так родник обрёл вторую жизнь» (из статьи О.С. Гринченко).

Может быть, когда-то из «Прощёного колодчика» пили воду и наши поэты: Казин, Клычков, Есенин, И.С. Романов, В.Ф. Морковников, Виктор Алексеев (1929–…), уроженец деревни Бородино: «Край мой Талдомский, край подмосковный, // Еду снова к тебе, блудный сын, // Чтоб напиться воды родниковой, // Помечтать средь лесов и долин…» (Из стихотворения «Возвращение»)… Дай-то Бог всем желающим испить живой воды нашей русской поэзии и посетить есенинские места Подмосковья…

И не забывать свою историческую родину и могилы матерей и предков, как наши поэты и Василий Казин.

Василий Казин

На могиле матери

Сквозь гул Москвы, кипенье городское
К тебе, чей век нуждой был так тяжёл,
Я в заповедник вечного покоя —
На Пятницкое кладбище пришёл.

Глядит неброско надписи короткость.
Как бы в твоём характере простом
Взяла могила эту скромность, кротость,
Задумавшись, притихнув под крестом.

Кладу я розы пышного наряда.
И словно слышу, мама, голос твой:
«Ну что так тратишься, сынок? Я рада
Была бы и ромашке полевой».

Но я молчу. Когда бы мог, родная,
И сердце положил бы сверху роз.
Твоих забот все слезы вспоминая,
Сам удержаться не могу от слез.

Гнетёт и горе, и недоуменье
Гвоздём засело в существо моё:
Стою — твоё живое продолженье,
Начало потерявшее своё.

Публикацию подготовила Татьяна Хлебянкина, г. Талдом

Газета «Заря», 05 окт. 2020 г.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика