Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

60219254
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
46626
107754
154380
57419699
1218360
1054716

Сегодня: Апр 16, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ШАИН Е.Г. «Не в моего ты Бога верила, Россия, родина моя!»

PostDateIcon 23.10.2016 18:57  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4391

«Не в моего ты Бога верила, Россия, родина моя!»

В сентябре 2016 года отечественная Есениниана пополнилась двухтомной монографией тульского коллекционера и историка книжного знака Эдуарда Даниловича Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис)». Цель этого издания рассмотреть книжные знаки по есенинской теме, созданные отечественными художниками разных поколений. Работ по Сергею Есенину не счесть, многие из них в постсоветский период написаны ради пиара, на основе домыслов и грубых инсинуаций. О жизни поэта ходят легенды, о его смерти до сих пор спорят историки. Книга туляка по экслибрисной Есениниане одна из немногих на эту тему. Для написания этого труда автор из своей крупнейшей в России коллекции книжных знаков, насчитывающей около 50 тысяч экслибрисов, выбрал около 1000 графических миниатюр по есенинской теме, которые и легли в основу монографии. Почти все они были описаны и проанализированы, многие из них приведены в иллюстративной части монографии.

Есенинский книжный знак тесно связан с творчеством поэта. Его народное, многообразное и даже во многом противоречивое творчество представляет собой художественную палитру из его образов, мотивов и тем. В Есенине уживалась тяга к прекрасному и кабацкие загулы, поэтическая гениальность и пьяные дебоши. Автор монографии, описывая есенинские книжные знаки, ничего не замалчивает, не подтасовывает, не передёргивает, отдельные эпизоды и факты из биографии поэта. Он показывает поэта гениальным, грешным, мятущимся с трагической судьбой, отвергнутого властью. Есенинская жизнь, его творчество, отдельные поступки и непростые отношения со своими коллегами по поэтическому цеху излагаются автором монографии без умолчания и купюр.

Экслибрисная Есениниана разнообразна по тематике и композиции. Видное место в ней занимают портретные книжные знаки. Здесь можно увидеть все прижизненные портреты поэта, которых насчитывается около 30 изображений. Это портреты Владимира Юнгера, Николая Эрдмана, Виктора Ардова, Юрия Анненкова. Большая коллекция прижизненных фотографий также легла в основу есенинских графических миниатюр. Каждый из портретов поэта дополняет друг друга, позволяя увидеть Есенина на разных этапах его жизни, проследить его психологический настрой, возмужание, и изменения в его душевном состоянии, которое часто менялось в различные моменты его тяжёлой жизни в условиях травли, интриг и скотского отношения к поэту со стороны власти, попутчиков по жизни и даже предававших его друзей. Все прижизненные есенинские портреты были созданы за короткий промежуток времени — всего 10 лет, начиная с 1915 года, когда в печати появились его первые стихи, и, кончая 1925 годом, когда трагически закончился его жизненный путь. Немало в монографии и сюжетных экслибрисов. На них можно прочитать строки из стихотворений Сергея Есенина, увидеть места, связанные с его жизнью, прижизненные поэтические сборники поэта, сюжеты по есенинским произведениям.

Иллюстративная часть монографии включает в себя 431 книжный знак и начинается она с первого есенинского книжного знака, который выполнил в 1947 году московский художник К.И. Теодорович для поэта С.Д. Головачёва, с кем Есенин дружил. На нём изображён Сергей Есенин в звёздную ночь рядом с белоствольной берёзкой. С первого книжного знака К.И. Теодоровича началась обширная экслибрисная Есениниана, вклад в которую внесли советские художники-экслибрисисты — А.С. Мистецкий (Киев), Е.И. Владимиров (Ташкент), А.И. Юпатов (Рига), Е.Н. Шалыгина (Баку), Е.Г. Синилов (Камышин), Е.Н. Тиханович (Минск), А.И. Верещагин (Актюбинск), Е.В. Терехов (Москва), Р.В. Копылов (Свердловск), В.Г. Леонов (Владимир), Е.И. Кузнецова (Пятигорск), А.С. Чернов (Тамбов), В.А. Зверев (Кемерово), Б.Л. Ингорь (Харьков), Ф.Ф. Махонин (Ленинград), В.Т. Кеменов (Асино), В.Ф. Леоненко (Чернигов), А.К. Мельянец (Гомель), А.И. Матуляускас (Вильнюс), Г.А. Кулишов (Каргополь), Н.Г. Стрижак (Ленинград), В.М. Шпигов (Выборг), М.А. Паньков (Сочи), В.Н. Чекарьков (Тула), А.Г. Шуклин (Курск), Н.С. Карасёв (Тула), В.И. Хворост (Днепропетровск), В.А. Дубинский (Ачинск), Н.Ф. Шамрила (Луцк), А.И. Аносов (Иркутск), Б.П. Куновский (Кривой Рог), С.В. Кукуруза (Каменец-Подольский), М.А. Меринов (Анадырь) и многие другие художники-графики.

Автор в своей монографии показал не только экслибрисы вышеперечисленных художников, но и огромный пласт графических миниатюр по есенинской теме, которые были созданы в постсоветский период. Особенно много есенинских книжных знаков было создано к 120-летию со дня рождения поэта. Здесь отличился тульский график Владимир Николаевич Чекарьков, чьи экслибрисы украсили книги многих российских библиофилов и не только, среди его работ есть знаки для любителей есенинской поэзии из США, Израиля, Германии и других стран. Он, помимо огромного числа портретных и сюжетных есенинских графических миниатюр, выполнил серию портретных экслибрисов, на которых запечатлел людей из ближнего и дальнего окружения поэта. Среди них были его коллеги по поэтическому цеху, поклонники и недоброжелатели поэта, а также случайные люди, которые волею судеб оказывались рядом с ним в тех или иных ситуациях. На этих книжных знаках можно увидеть его жён и детей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, артистов, литературных критиков, режиссёров, издательских работников, политических деятелей и ещё бог знает кого. На экслибрисах Чекарькова можно увидеть поэтов, с кем Есенин соприкасался по жизни, это Валерий Брюсов, Велимир Хлебников, Александр Блок, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Андрей Белый, Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, Сергей Городецкий, Зинаида Гиппиус, Владислав Ходасевич и др. Владимир Чекарьков также нарисовал интересные по тематике и композиции три книжных знака. На первом экслибрисе он дал портреты жён поэта (законных и гражданских) — Анны Изрядновой, Зинаиды Райх, Надежды Вольпин, Айседоры Дункан и Софьи Толстой, а также портреты детей Есенина от Анны Изрядновой, Зинаиды Райх и Надежды Вольпин — Юрия, Татьяны, Константина Есениных и Александра Есенина-Вольпин. На двух других экслибрисах художник изобразил женщин Сергея Есенина из ближайшего его окружения, с кем на разных этапах жизни поэта связывали дружеские и не только дружеские отношения, это — Анна Сардановская, Мария Бальзамова, Лидия Кашина, Шаганэ Тальян, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Анна Берзинь, Нина Грацианская, Мина Свирская, Екатерина Эйгес, Зинаида Гейман и Маргарита Лившиц. Есенин общался с рядом известных людей, чьи имена в 1920-х годах были на слуху. Это — театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд; скульптор Сергей Конёнков; актёр Василий Качалов; историк поэзии Иван Розанов; художники — Георгий Якулов и Давид Бурлюк; драматурги — Владимир Киршон и Николай Эрдман; издатель Зиновий Гржебин; дипломат Иван Майский; певица Надежда Плевицкая; литературный критик Борис Эйхенбаум; писатели - Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Леонид Леонов, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Владимир Лидин, Юрий Тынянов, Виктор Шкловский; поэты — Игорь Северянин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Николай Гумилёв, Демьян Бедный, Эмиль Кроткий, Алексей Кручёных, Василий Каменский и др. Есенина окружал сонм молодых поэтов и писателей, со многими из них он дружил и приятельствовал, их портреты ныне практически не известны, забыли не только их лица, но и их творчество. Владимир Чекарьков впервые нарисовал на экслибрисах друзей Есенина по поэтическому цеху. Это поэты — Анатолий Мариенгоф, Лазарь Берман, Александр Ширяевец, Сергей Клычков, Василий Наседкин, Иван Приблудный, Александр Кусиков, Николай Клюев, Пётр Орешин, Алексей Ганин, Иван Грузинов и Вадим Шершеневич. В отечественном искусстве книжного знака не было ни одного экслибриса с портретами этих поэтов из ближайшего окружения Сергея Есенина.

Есенинская тема долго после смерти не разрабатывалась. С 1926 года Есенина не печатали 29 лет, его поэзия находилась под запретом, имя поэта власть приказала забыть. К тому же многие современники Есенина не оценили его таланта. Пустили в обиход оскорбительное слово «есенинщина», понимая под ним аморальность, упадничество и пессимизм. Экслибрисная «Есениниана» представляет собой большой раздел отечественной малой графики, который постоянно и динамично пополняется. Каждое новое поколение художников оставляет свой след в экслибрисной Есениниане. В маленьких книжных знаках они стремятся выразить свою любовь к замечательному русскому поэту и его поэтическому наследию. Оно представляет богатые возможности для подлинно художественных открытий в смежных видах искусства, и эти возможности, несомненно, будут всё больше и больше использоваться. Доказательством тому является есенинская тема в книжном знаке, которая в XXI веке динамично развивается. Появляются новые работы о поэте, в которых Есенин предстает далёким от привычных схем. Публикуются ранее закрытые в спецхранах документы и воспоминания современников, вокруг которых порой разгорается резкая полемика в печати. Отчасти эти процессы находит своё отражение и в экслибрисной Есениниане.

Завершаю эту статью о есенинской монографии Эдуарда Даниловича Гетманского его словами из послесловия книги: «Отечественный экслибрис будет жить в память о таком чистом и таком русском поэте, каким был Сергей Есенин. Автор этого двухтомника надеется на то, его голос не затеряется в разноречивом сонме трудов о поэтическом сердце России — Сергее Есенине».

Е.Г. Шаин
Заведующий кафедрой социальных наук
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, профессор

Пользователь заблокирован

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика