Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

23488765
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
15134
18704
72388
21293541
304332
573992

Сегодня: Авг 17, 2017




Актер и режиссер Сергей Никоненко отмечает свое 75-летие

PostDateIcon 17.04.2016 10:10  |  Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Просмотров: 1450

Пой песню, поэт!
Актер и режиссер Сергей Никоненко отмечает свое 75-летие

В отличие от актеров, уверяющих, что все роли им одинаково дороги, Сергей Никоненко из своих 210 работ самой любимой называет одну.

NikonenkoЭто роль Сергея Есенина в фильме «Пой песню, поэт». Сыгранная в далеком 1971-м, она стала судьбоносной, подарив ему главное дело всей жизни. Буквально на руинах Никоненко создал Есенинский культурный центр в Москве. Он не жалеет на него ни сил, ни времени, ни средств. А каждый из поклонников таланта Сергея Никоненко наверняка назовет свою любимую роль в исполнении актера: ведь им есть из чего выбирать.

16 апреля отмечает 75-летний юбилей народный артист РСФСР Сергей Никоненко. Накануне дня рождения юбиляр дал интервью «Вечерке», в котором вспомнил о друзьях студенческой юности, рассказал о том, что волнует сегодня.

Мы встретились с Сергеем Петровичем в переулке старого Арбата, в Есенинском культурном центре, который был создан усилиями Никоненко.

— Расскажите о причинах, побудивших вас взяться за создание музея поэта.

— Во-первых, самая любимая роль, которую я сыграл в своей жизни, — это роль Есенина в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт». Было это в 1971 году. А во-вторых, это место на Сивцевом Вражке — уникальное. Может, я бы и не взялся за восстановление этой квартиры Анны Изрядновой (первая гражданская жена Сергея Есенина. — «ВМ») — там были буквально руины, если бы в одном дворе, правда, в разное время, не жили два Александра — Пушкин и Блок, а еще Андрей Белый. Более того, в квартире Пушкина через 40 лет жил брат Петра Ильича Чайковского. Рядом — философ Соловьев, к которому постоянно ходил Лев Толстой. Напротив жил художник Нестеров. Рядом — писатель Анатолий Рыбаков…

— Забот много? С финансированием кто-то помогает? Недавно поменяли паркет в петербургской комнате поэта.

— Скоро повесим там большую картину, на которой Есенин читает свои стихи в литературном салоне Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.
Что касается денег, то я сам себе и помогаю. Провел в нескольких организациях литературные вечера, они сбросились и паркет поменяли. Говоря современным языком, бартер.

— Давайте вернемся в вашу студенческую юность. Среди ваших товарищей по ВГИКу были и Василий Шукшин, и Андрей Тарковский, и Андрей Кончаловский. Вы были дружны?

— Во время учебы во ВГИКе Шукшин был бомжом, жил у меня в комнате, на раскладушке спал. Василий часто приходил к нам на курс, где вечерком можно было поесть и рюмочку выпить. Если кто-то уезжал из студентов, открывали ему окно в общаге — на проходной его уже не пускали, а то и на вокзале ночевал. С Шукшиным у нас была разница в 12 лет, и он щадил меня. Так, не рассказывал мне о том, что его отца расстреляли. Шукшин, кстати, мой любимый режиссер.
А у Тарковского я едва не купил джинсы: он фарцовкой занимался во ВГИКе, джинсы продавал. Я уж собирался купить, но джинсы оказались без заклепок, польские и какие-то вялые. Между прочим, я отказался сниматься в фильме Тарковского. Андрей звал меня пробоваться на роль Николки в картину «Андрей Рублев», а я сказал ему, что лучше меня эту роль сыграет Николай Бурляев, которого я видел в дипломной работе Андрея Кончаловского. Сейчас понимаю, что надо было сниматься.

— Как вам, москвичу, удалось так убедительно сыграть деревенского чудика в фильме Шукшина «Странные люди»?

— Родился я в Москве, но в июне 1941 года родители привезли меня в деревню Корнеево Смоленской области. Рядом — деревня Слепцово. Так вот мой папа — из Слепцова, мама — из Корнеева, и я жил то в одной, то в д ругой деревне и с интересом, внимательно наблюдал за людьми.

— В кинематографе вы один из рекордсменов по количеству сыгранных ролей. А сейчас вам интересно сниматься?

— Последняя картина, где мне понравилось сниматься, — «Время танцора» Вадима Абдрашитова, но Вадим уже 20 лет ничего не снимает.
Сегодня уже режиссеры другие. Единственное, что говорят актерам молодые режиссеры: «Можно погромче» или «Можно помедленнее».
Признаюсь, что сейчас не очень интересно играть. Но деньги нужны, вот и снимаюсь. Когда совсем противно, то отказываюсь. Вот от роли в антрепризном спектакле у Константина Богомолова отказался.

— Почему? Неужели не хотелось поработать с самым модным, самым кассовым режиссером?

— Для Богомолова важны только его изыски в режиссуре, а актеров он не видит.
Был у него на трех репетициях и дальше не выдержал.
Он сейчас ставит в «Ленкоме» «Идиота» Достоевского, так там 65-летняя Аглая и 80-летний Рогожин. Хотя в молодости я мечтал работать именно в театре.
Когда был школьником, подделал контрамарку, по которой бесплатно ходил в Театр Вахтангова и в Театр Маяковского. У меня был кумир — вахтанговец Николай Гриценко, его игра — недосягаемая вершина.
В 1954 году поступал во все четыре театральных училища, но, к сожалению, ни в одно не приняли. В «Щепку» мечтал поступить, но мне предпочли Михаила Кононова.

— А во ВГИК на курс Сергея Герасимова легко поступили?

— Не очень. Вручая мне студенческой билет, Сергей Аполлинариевич Герасимов сказал мне тихо: «Молодой человек, мы принимаем вас условно. Фиксировать это не будем. Но, пожалуйста, побыстрее освобождайтесь от своих штампов и клише. Не понимаю, где вы успели их наработать? Вы уже такой артист артистович». У Герасимова была невероятная интуиция на талант. Между прочим, в студенческие годы я классно копировал голос Сергея Аполлинариевича и разыгрывал наших девчонок, говоря с ними по телефону голосом Герасимова. Иногда мне такие секреты рассказывали, думая, что я Сергей Герасимов! Галю Польских часто разыгрывал, и она верила.

— Расскажите о своей дружбе с Никитой Михалковым.

— С благодарностью вспоминаю нашу кинематографическую молодость с Никитой Михалковым.
Так, как он работает с актерами, больше не работает никто. Я снимался в его картине «Спокойный день в конце войны». Он вывез нас в Вологодскую область, в деревню, где у него были знакомые мужики. Мы прожили с ними дня четыре, и я учился у них говорить по-вологодски. Когда Михалков увидел, что я уже хожу по деревне с девчонками и играю на гармошке, сказал: «Серега, пора уезжать, к роли ты готов». Михалков без устали ищет и находит самые неожиданные нюансы отношений между персонажами, постоянно что-то пробует и много репетирует.

— Как отметите юбилей?

— Дома. Выпью рюмочку. А как не выпить? Повод серьезный.

ДОСЬЕ

Родился в Москве в семье шофера и стеклодувщицы лампового завода. В 1964 году окончил ВГИК, 10 лет проработал в Театре-студии киноактера. В фильмографии актера 210 ролей в фильмах и сериалах. Самые известные роли в фильмах «Звонят, откройте дверь» Александра Митты, «Журналист» Сергея Герасимова. Сам он называет любимыми работу в картинах «А завтра была война» и «Классик». Из сериальных наиболее известна роль полковника Колобка в телефильме «Каменская». Как режиссер снял 15 фильмов.

Анжелика Заозерская
«Вечерняя Москва», 15.04.2016

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика