Гетманский Э. «В Есенине — всё истинно и всерьёз»

PostDateIcon 18.12.2015 11:47  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4081

«В Есенине — всё истинно и всерьёз»
(из коллекции книжных знаков Э.Д. Гетманского)

     Поэтесса Белла Ахмадулина писала: «Я думаю, что движение русской литературы Есенину многим обязано. Он всем напомнил и напоминает, что поэзия — не лукавый вымысел, а точное объяснение обширной и мятежной жизни человеческого духа. В Есенине — всё истинно и всерьёз, в речи его — полная горестная свобода». В каждой своей строчке Есенин был лириком, он был очень русским поэтом. Над есенинской темой в книжном знаке работают художники разных национальностей России, многие из них тянутся к Сергею Есенину, черпая в его поэзии то, что им органично и близко. Один из таких художников — тульский график Chekarkov Getmansky 01В.Н. Чекарьков. Его экслибрисная Есениниана одна их самых больших в отечественном искусстве книжного знака. В 2011 году он нарисовал книжный знак для домашней библиотеки коллекционера и историка экслибриса Э.Д. Гетманского. На этом экслибрисе дан портрет Сергея Есенина и приведены строки из его стихотворения «Глупое сердце, не бейся…»:

Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем,

     Это стихотворение написано весной 1925 года и входит в цикл стихов «Персидские мотивы». В нём поэт как бы подводит итоги собственной жизни, признаваясь в том, что он больше не хочет искушать судьбу, так как считает, что время проб и ошибок лично для него уже закончилось.
Kuznetsova Yushkin     Пятигорская художница Е.Н. Кузнецова в 1972 году нарисовала книжный знак с портретом Сергея Есенина с книгой в руке на фоне берёз. Эта графическая миниатюра предназначалась для домашней библиотеки московского журналиста Ю.Б. Юшкина. Образ поэта и берёзы часто находят своё воплощение в экслибрисе. Отчасти это и потому, что именно с берёзой у него связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Есенин твёрдо уверился в мысли, что именно берёза является неотъемлемым символом России, достойны того, чтобы быть увековеченным в стихах. Образ берёзы в есенинском восприятии некоторые исследователи связывали с тем, что поэт в душе был язычником, для которого она являлась символом духовной чистоты и возрождения. В сложные периоды своей жизни, будучи оторванным от своего родного рязанского села Константиново, где для Есенина всё было близко и понятно, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит его любимая берёза. Кроме того, образ берёзы часто ассоциировался в стихах поэта с образом молодой женщины, поэтому он наделял берёзу женскими чертами — символами радости, гармонии и утешения.  Немало стихотворений Есенин посвятил березе. Этот образ — один из любимых у поэта. Он не расставался с ним в течение всего творческого пути. В обычной березе у Есенина соединялись одновременно несколько образов — Родины, матери и девушки. Со временем берёза становится символом любви поэта к милой сердцу России, рязанским полям, родительскому дому. Поэтому у С. Есенина Россия — «страна березового ситца».
SchuklinVA Yushkin     Другой книжный знак для Ю.Б. Юшкина выполнил курский художник В.А. Шуклин, на нём дан портрет Сергея Есенина. Эта графическая миниатюра датирована 1970 годом и выполнена к 75-летию со дня рождения поэта. Похожий иконографический книжный знак в гравюре на дереве Semin Selivanovвыполнил в 1970 году рязанский художник В.В. Сёмин для книжного собрания рязанского журналиста (позже переехавшего в Одессу) В.И. Селиванова. На нём также дан есенинский портрет на фоне берёзы. В композицию книжного знака включена надпись «75-летие».
Usolkin Merkulov     Харьковский график В.А. Усолкин в 1986 году в гравюре на линолеуме выгравировал книжный знак для библиотеки подмосковного библиографа В.В. Меркулова. На этой графической миниатюре художник изобразил полевые цветы и стилизованное рябиновое дерево, под кроной которого изображена скамейка с лежащей на ней открытой книгой и балалайкой. Венчает крону дерева надпись «Частушки родины Есенина». Рязанский песенный край питал светлую поэзию Сергея Есенина. Есенин как-то сказал своему приятелю В. Эрлиху: «Знаешь, почему я — поэт?.. У меня — родина есть! У меня — Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же!.. Нет поэта без родины!». Он вырос в атмосфере песен, сказок, поверий, частушек, которые сопровождали его в продолжение всей жизни. Здесь начал писать стихи, «подражая частушкам». Сергей Есенин 20 июня 1924 года в автобиографии о влиянии на свое творчество русской народной частушки написал «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». Именно частушка побудила Есенина начать слагать стихи, когда он ощутил в себе желание выразить чувства и мысли словами? В рязанской частушке поэзия впервые приоткрыла Сергею Есенину свою душу. В есенинском Константинове частушки и сейчас еще называют прибасками, Есенину называл их побасками. И не о том ли времени, когда Есенина заворожила частушка, написал он в стихотворении «Мой путь»:

Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.

     Сергей Есенин любил частушки и серьёзно относился к их собирательству, всего он собрал 4000 частушек. Друг Есенина, поэт И.В. Грузинов в своих воспоминаниях писал: «Песен и частушек знал он большое количество. Некоторые частушки, распеваемые им, были плодом его творчества. Есенинские частушки большею частью сложены на случай, на злобу дня или направлены по адресу его знакомых: эти частушки его, как и многие народные частушки, имеют юмористический характер».
Lipetsky Merkulov     Симферопольский график  В.К. Липецкий подарил в 1983 году В.В. Меркулову книжный знак. На этой линогравюре, Сергей Есенин изображен на фоне лошади, тесно прижавшимся к её голове. Есенин с особой любовью и трепетом относился к лошадям. Есениноведы подсчитали 39 упоминаний поэта этих прекрасных животных в его стихах. Образ коня прослеживается на протяжении всего творческого пути поэта. Крестьянская жизнь, как и воинская служба немыслимы без этого верного помощника, сильного и смелого друга. Есенин с любовью и нежностью раскрыл красоту, верность, трудолюбие, природную мощь и своенравность коня — как символа русского духа. Трогательно звучат строки из есенинского стихотворения «Я обманывать себя не стану…»:

Каждая задрипанная лошадь
Головой кивает мне навстречу.
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Я хожу в цилиндре не для женщин —
В глупой страсти сердце жить не в силе, —
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле.

Sherstjanoy Ignatov 02     Лошадь и жеребёнок на фоне звёздного неба изображены на графической миниатюре художника из города Волгодонска Ростовской области Шерстяного Л.М. для книжного собрания библиофила и коллекционера книжных знаков Г.И. Игнатова, проживающего в городе Асино, Томской области.
Leonov Astahov     Среди книжных знаков по Есенинской теме видное место занимают графические миниатюры владимирского графика-ксилографа В.Г. Леонова. Один из экслибрисов в гравюре на дереве был в 1985 году выгравирован художником для домашней библиотеки первого директора Государственного музея-заповедника С. Есенина в селе Константиново Рязанской области В.И. Астахова. На этой миниатюре показаны памятники истории и культуры, связанные с малой родиной поэта. Это дом родителей поэта, церковь Казанской иконы Божией Матери — памятник архитектуры XVIII века (1779), в которой крестился «раб Божий, нареченный сын Сергий», а также усадебный дом последней помещицы села Константинова Л.И. Кашиной. Есенинская поэзия буквально дышит запахом родных полей. Она напоена огромной любовью к малой родине, где родился поэт. В 1914 году Есенин пишет стихотворение «Край любимый…», пронизанное особой любовью к Родине, принимая её такой какая она есть:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Martyschev Vikulova     Художник-график Е.И. Мартышев жил в городе Череповце Вологодской области, он в технике линогравюры выполнил два книжных знака по есенинской теме. На одном из них, предназначенного для домашней библиотеки вологодского инженера Ольги Викуловой, изображён юный Серёжа Есенин, играющий на свирели. Но по жизни Сергей Есенин не был беспечным деревенским пастушком Лелем, играющим на свирели. За каждым его стихотворением стоит огромная литературная работа. Он хорошо знал русскую классику, серьёзно изучал народное искусство, глубоко осмыслил основы народной поэтической культуры, считая её вершиной поэтического творчества. Войдя в литературу в 1914 году, он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на Petrov Besschastnoyего творческую эволюцию. Заслуженный художник Тувы, проживавший позже в Симферополе, М.А. Петров в 1975 году для личной библиотеки крымского библиотекаря В.М. Бессчастной нарисовал книжный знак, на котором дал портрет Сергея Есенина на фоне раскрытой книги и вазы с цветами. 
Schostak Polikarpov 01     Белорусский художник из города Барановичи Гомельской области М.Н. Шостак в 1967 году для библиотеки своего земляка — преподавателя музыки В.К. Поликарпова нарисовал книжный знак, на котором изобразил Сергея Есенина на «распутье» между городом и деревней. Поэт — выходец из крестьянской семьи, человек исконно православной русской культуры, он вырос в деревне и знал ее беды и проблемы глубоко, ощущал их на личной судьбе, принимая близко к сердцу. Творчество самобытного русского поэта Сергея Есенина корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. В стихотворении «Русь уходящая», раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

     Большую часть жизни Есенин прожил в городе, в мире духовно чуждом ему. Город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа. Поэтому личность Есенина была соткана из противоречий, он был одновременно кротким и бунтарём, ранимым и дерзким. Эта полярная двойственность натуры в полной мере выразилась в его поэтическом творчестве. В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

     Сергей Есенин, все понимая и осознавая, мучительно цеплялся за старый и до боли знакомый ему мир патриархальной деревни с ее устойчивым укладом, веками укоренявшемся на Руси. Уехав в Москву, чтобы стать настоящим поэтом, Есенин лишь в 1924 году смог вернуться на свою малую родину — рязанское село Константиново. Именно после этой поездки было написано стихотворение «Русь советская», в котором он написал «Я, гражданин села».  Сергея Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Жизнь в городе угнетает поэта, ничто не приносит ему утешения, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. Сергей Есенин всегда жил и писал на крайнем напряжении душевных сил. Такова его природа. Преисполненный любви к Родине, к человеку, природе, Есенин не щадил себя, другого пути для художника он не признавал.
     В 1970 году народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР Н.В. Кузьмин нарисовал автоэкслибрис для личной библиотеки, на нём он изобразил кленовые листья, взяв в основу композиции свой рисунок с обложки сборника стихов Сергея Есенина, вышедшего в Москве в 1933 году. Известный график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы Н.В. Кузьмин был награждён золотой медалью Международной выставки в Париже 1937 года, за иллюстрации к «Евгению Онегину». О Николае Кузьмине Корней Чуковский сказал: «Самый литературный из всех наших графиков».
Tavrizov Prokuschev 01      Московский график А.А. Тавризов в технике гравюры на линолеуме выгравировал в 1995 году книжный знак для литературоведа, литературного критика, писателя, издателя Ю.Л. Прокушева. На нём изображён, сидящий за столом человек между двумя высокими книжными шкафами.  Почти всю жизнь знаковладелец занимался Есениным. В годы, когда поэзия Есенина отодвигалась на второй план, он способствовал ее решительной и справедливой переоценке. Заслуженный деятель науки Российской Федерации Ю.Л. Прокушев — создатель Есенинской группы ИМЛИ РАН (Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской Академии наук) и ее бессменный руководитель на протяжении пятнадцати лет. В течение этого времени им были задуманы и разработаны фундаментальные новаторские проекты — «Полное собрание сочинений С.А. Есенина в 7 томах [9 книгах]»; «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина в 5 томах»; аналитическая «Полная библиография С.А. Есенина в 5 томах», «Есенинская энциклопедия» и др. На протяжении многих лет Прокушев общался с родными и близкими Сергея Есенина — вдовой поэта Софьей Андреевной Толстой-Есениной, сестрами Екатериной Александровной и Александрой Александровной, детьми Константином Сергеевичем и Татьяной Сергеевной Есениными и др. Ю.Л. Прокушев в своём труде «Прозрение гения» писал: «Словно Антей, каждый раз, когда Есенину было особенно трудно, припадал он душой и сердцем к родной рязанской земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов и поэм о России». Есенин — гениальный поэт, а это всегда личность с единством таланта творца и человека.

Эдуард Гетманский

Social Like