«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…»

PostDateIcon 01.12.2012 16:53  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8121

«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…»

Фильм состоит из нескольких новелл о жизни и творчестве Сергея Есенина. В картине звучат не только самые известные и трогательные стихи поэта, но и его поэма «Анна Снегина», героев которой сыграли Наталья Белохвостикова и Сергей Никоненко.

Год — 1971
Страна — СССР
Режиссер — Сергей Урусевский
Сценарий — Сергей Урусевский, Геннадий Шпаликов
Оператор — Сергей Урусевский
Композитор — Кирилл Молчанов
Художник — Давид Виницкий

В главных ролях:
Сергей Никоненко, Наталия Ужвий, Андрей Костричкин, Наталья Белохвостикова, Татьяна Игнатова, Евгений Киндинов, Борис Хмельницкий, Александр Ханов, Светлана Суховей, Валерий Хлевинский.

Сергей Урусевский  — режиссер, сценарист
Сергей Урусевский
режиссер, сценарист

Геннадий Шпаликов  — сценарист
Геннадий Шпаликов
сценарист

Кирилл Молчанов  — композитор
Кирилл Молчанов
композитор

Сергей Никоненко - Сергей Есенин
Сергей Никоненко
Сергей Есенин
 Наталия Ужвий - мать Есенина
Наталия Ужвий
мать Есенина
Андрей Костричкин - дед Есенина
Андрей Костричкин
дед Есенина
Наталья Белохвостикова Анна Снегина
Наталья Белохвостикова
Анна Снегина
Татьяна Игнатова - Танюша
Татьяна Игнатова
Танюша
Евгений Киндинов - русый парень
Евгений Киндинов
русый парень
Борис Хмельницкий - дядька
 Борис Хмельницкий
дядька
Александр Ханов - мельник
Александр Ханов
мельник
Светлана Суховей - девчонка
Светлана Суховей
девчонка
Валерий Хлевинский - паромщик
 Валерий Хлевинский
паромщик
Елена Коренева - девушка на пароме
Елена Коренева
девушка на пароме
Игорь Класс - Прон Оглобин
Игорь Класс
Прон Оглобин

Наталия УЖВИЙ

МАТЬ ЕСЕНИНА

Н. Ужвий в роли матери  Есенина
«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…», 1971 г.
(режиссер С. Урусевский)
Н. Ужвий в роли матери  Есенина

Есть два поэта, творчество которых мне особенно близко и дорого. Это Шевченко и Есенин. Оба они с удивительной теплотой и лиризмом воспели родную землю, свой народ.
Чувство Родины — России светится почти в каждом стихотворении Сергея Есенина. Только глубоко национальный поэт мог с такой нежностью говорить о рязанском раздолье, о белой березе, которая принакрылась снегом, точно серебром, о душистой черемухе и росе медвяной. Вслушайтесь, слова-то какие выбирал поэт, чтобы выразить свои чувства к родному краю!..
Трудно передать, какое волнение охватило меня, когда известный мастер советского кино Сергей Павлович Урусевский предложил мне сыграть роль матери Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» (1971 г.)
Почему Сергей Павлович обратился ко мне, украинской актрисе,— не знаю. Да и не столь уж это существенно, думала я, вспоминая свою работу над образом русской женщины Евдокии Козловой. Важно, чтобы любовь к Есенину, к великой русской культуре, прозвучала в созданном мною образе.
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет, —писал Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери». Эти строки  определили мое отношение к образу простой русской крестьянки Татьяны Федоровны Есениной.
Незабываемое впечатление оставили съемки фильма. Сергей Павлович Урусевский, оператор и режиссер, хотел, чтобы каждый из участников картины проникся мировосприятием Есенина. Не нужно было для этого прилагать особых усилий. Стоило только раз побывать на родине поэта — в селе Константинове Рязанской области — и прекрасный мир, взрастивший великого поэта земли русской, запомнился на всю жизнь.
Мы посетили дом-музей Есенина, видели люльку, в которой качала маленького Сережу мать, его личные вещи и книги. Съемочная группа побывала в гостях у сестры поэта, Александры Александровны. Когда мы входили в ее дом, на пороге сидел мальчик с волосами желтыми, как рожь, очень похожий на маленького Есенина. Это был внук Александры Александровны.
Многие жители Константинова помнили поэта и его родителей. Перед съемкой меня гримировали в избе у двух стариков. Хозяева внимательно, придирчиво наблюдали за мной. Когда я одела костюм своей героини, завернулась в темный крестьянский платок, старуха не выдержала и сказала мужу: «Милай, смотри, ну до чего похожая».
Эти слова были для меня самой большой похвалой.
Съемки задерживались, подводила погода, а мне пора было улетать в Киев на спектакль. Но Сергей Павлович с мольбой в голосе просил меня .задержаться. Отказать этому замечательному человеку, вдохновенному художнику, неистовому энтузиасту, было невозможно. Урусевский полностью отдавался съемкам. В его действиях было столько увлеченности, что, глядя на Сергея Павловича, становилось понятно, как может художник раствориться в своей работе.
Сергей Есенин часто обращался к матери в мыслях и воспоминаниях. Поскольку фильм Урусевского был задуман в поэтическом ключе, мать возникала в воображении поэта плывущей в лодке по реке. Снимая этот эпизод, Урусевский провел целый день в холодной воде с тяжелой камерой в руках. Труд Сергея Павловича, столь рано ушедшего от нас, его неустанный поиск являются примером преданности кинематографу.
Фильм «Пой песню, поэт…» получился спорным и противоречивым. Но заслуживает уважения смелость замысла Урусевского — создать картину, в которой нашел бы отражение мир поэзии Есенина. Сам поэт писал в коротенькой справке «О себе»: «Что касается остальных моих биографических сведений, — они в моих стихах».
Я не сомневаюсь, начинание Сергея Урусевского принесет пользу молодым кинематографистам.
Я верю, что мир художника, преломленный сквозь творчество, может быть удачно воспроизведен на экране.
Потому что нет ничего невозможного для великого искусства кино.

Литературная запись Ю. Морозова

Ужвий Н. «Фильмы, друзья, годы». М.: 1977 г.


«Спутник кинозрителя», март 1973 года

Маяковский говорил о себе: «Я поэт. Этим и интересен». И вот режиссер С. Урусевский предпринял дерзкую попытку, пожалуй, не имеющую себе равных во всей истории кинематографа: он решил рассказать о поэте, держась не жизненной канвы, а канвы его творчества.
Имя Есенина, казалось, облегчало эту задачу — в стихах этого открыто исповедального поэта жизненные, автобиографические мотивы распознаются даже невооруженным глазом. И ранние скандалы в снобистских салонах, и жизнь в деревне первых послереволюционных лет, и паломничество, скажем, на ориентальный Восток или в индустриальную Америку — все эти факты биографии легко и естественно переплавлялись в факты поэзии. Тут, правда, нужна существенная оговорка: в стихах Есенина перед нами предстает все-таки не он сам, а его как бы Второе Я, то, что в литературоведческих статьях фигурирует под шифром Поэта или Лирического Героя. Это он, Лирический Герой, например, ссорится и мирится с Анной Снегиной, а не Сергей Александрович собственной персоной. Но сценарист Г. Шпаликов с самого начала пренебрег этой подробностью. Перед ним, как и перед режиссером, не стояла задача запечатлеть и проанализировать реальные беды и тяготы весьма сложной и трагически оборвавшейся жизни большого русского поэта; их не интересовало то, что осталось за кромкой стихов Есенина. Они как бы убеждены, что ничего такого и не было, или оно — то, что было, — не имеет специального интереса. Они занялись только стихами. Стихи звучат как диалоги персонажей, стихи взяты как ремарка и развернуты в пейзажные или декоративные изыски, наконец, стихи просто звучат из-за кадра, комментируя, а иногда и дублируя изображение.
Грех иллюстративности был бы неизбежен, если бы фильм создавал другой режиссер. Ибо С. Урусевский, по первой своей профессии — оператор, причем, до сих пор остающийся одним из лучших наших операторов, на основе есенинских мотивов расшивает свои собственные поэтические узоры. Ведь возможна выставка не просто иллюстраций художника такого-то к рассказам или стихам такого-то, а, скажем, фантазий, свободной игры вдохновенной кисти на тему этих рассказов. Возможны музыкальные сочинения одного композитора на темы, подсказанные другим, иногда современником, а иногда и предшественником.
Так точно и в данном случае перед нами особого рода сплав — поэзия Урусевского и Есенина вместе. И там, где этот сплав оказывается чем-то необычным, привлекающим наше внимание, там фильм смотрится с интересом. Там же, где смысл эпизода не поднимается над трафаретной прописью из школьного учебника литературы, там терпят поражение разом все создатели картины. Кажется, что сами стихи Есенина тускнеют в этих сценах. Впрочем, его вины в этом нет…

Кинокритик Виктор Демин

Нравится