Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

21229754
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
3660
23994
47095
19048776
549580
480510

Сегодня: Апр 26, 2017




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция о создании памятника С. Есенину в Самаре
Поддержим самарцев!

Приглашаем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ШАЛЫГИНА Е.Н.

PostDateIcon 11.06.2014 15:48  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2224

ШАЛЫГИНА Евгения Николаевна (1911-2001)
г. Баку - г. Нью-Йорк (США)

Shalygina Arzumanov 02
Ex Libris
Г. Арзуманова
1975 г. Л 92x46
 
Shalygina Arzumanov 01
Ex Libris
Г. Арзуманова
1975 г. Р1 78x41
Shalygina Zuev 01
Ex Libris
А.С. Зуева
1975 г. Р1 76x30
Shalygina Zuev 02
Ex Libris
А.С. Зуева
1975 г. Р1 75x29

 
Shalygina Kavykina
Из книг
Т.В. Кавыкиной
1975 г. Л 80x47
Shalygina Hlebnikova 01
Ex libris
А. Хлебниковой
1975 г. P1 60x60
Shalygina Hlebnikova 02
Ex Libris
А. Хлебниковой
1975 г. Р1 60x64
 
Shalygina Smirnov 01
Ex Libris
Е. Смирнова
1975 г. Р1 48x48
Shalygina Arzumanov 03
Ex Libris
Г. Арзуманова
1977 г. Р1 83x39

Shalygina Ignatov 01 
Ex Libris
Г.И. Игнатова
1978 г. Р1 80x40

 Shalygina Chernyh 01
Ex Libris
Д.Н. Черных
1980 г. Р1 72x49
Shalygina Chernyh 02
Ex Libris
Д.Н. Черных
1980 г. Р1 73x550
Shalygina Zaychik
Ex Libris
И. И. Зайчика
1980 г. Р1 75x50
 
Shalygina Kizel
Ex Libris
Г.И. Кизеля
1980 г. Р1 67x42
 Shalygina Manzhulo
Ex Libris
В.М. Манжуло
1980 г. Р1 70x31
Shalygina Propalov 03
Ex Libris
П.Н. Пропалова
1982 г. С3/2 74х37

Shalygina Propalov 01
[Ex Libris]
П.Н. Пропалова
1985 г. P1 72x35
 Shalygina Propalov 02
Ex Libris
П.Н. Пропалова
1985 г. Р1 80x50
 Shalygina Bakumenko
Ex Libris
В.М. Бакуменко
1985 г. Р1 70x39
Shalygina Gudovich 
Ex Libris
С.А. Гудовича
1987 г. Р1 80x37
 

Е. Н. Шалыгина

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ИЛЛЮСТРАЦИИ К «ПЕРСИДСКИМ МОТИВАМ» С. ЕСЕНИНА

Евгения Николаевна Шалыгина (р. 1911 г.) — представительница раннего поколения русских советских мастеров изобразительного искусства. Ее творческий путь определился сразу после окончания ею (в 1932 г.) полиграфического отделения Бакинского художественного училища: книжная графика. Она поступила работать в крупнейшее республиканское издательство «Азгосиздат» (позже — «Азернешр») — сначала художником книги, затем — художественным редактором.
На протяжении более пятидесяти лет творческая деятельность Шалыгиной была связана с книгой. Это и иллюстрирование, и художественное оформление, и художественное редактирование. В оформлении Е. Н. Шалыгиной изданы сотни произведений русской и мировой классики — А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, В. В. Маяковского, Г. Х. Андерсена, Д. Дефо, Ч. Диккенса, Джека Лондона, Э. Ожешко, а также произведения современных русских и азербайджанских поэтов и прозаиков.
В период Отечественной войны 1941-1945 гг. Е. Н. Шалыгина активно сотрудничала в «Окнах ТАСС» и зарекомендовала себя как мастер плаката. Она награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
В начале 70-х годов Евгения Николаевна заинтересовалась экслибрисом. Это вылилось в большое творческое увлечение. Все свои знания в области книжной графики, свое зрелое профессиональное мастерство художница вложила в эти миниатюры. Ее экслибрисы отличаются прекрасной композицией, иллюстративностью, декоративностью шрифта.
Большинство книжных знаков выполнены художницей на литературные темы и сюжеты. Тут, конечно, сказалась ее привязанность к книге. Она создала целые серии экслибрисов, посвященные Пушкину, Сент-Экзюпери, Лермонтову, Есенину. При рассмотрении последней следует заметить: Евгения Шалыгина является единственным художником, выполнившим есенинские экслибрисы исключительно на сюжеты знаменитых «Персидских мотивов». Емким языком графики художница помогает книголюбам проникнуть в мир русского поэта. Это — одна из уникальных тематических экслибрисных серий, которая всегда будет привлекать внимание поклонников С. Есенина. Всего в этой замечательной серии 30 экслибрисов, выполненных в технике офорта, литографии и цинкографии. В настоящее время Е. Н. Шалыгина живет в США. Но не оставляет творчества. Она является членом Международного общества пушкинистов и членом редколлегии журнала «Арзамас» — печатного органа этого общества. В Нью-Йорке экспонировалась выставка ее книжных знаков. В газетах «Новое Русское Слово» и «Панорама» публиковались статьи и заметки о ее творчестве, иллюстрированные ее графическими работами.

Счастливый жребий выпал мне в жизни — с молодых лет заниматься книгой, художественным оформлением и иллюстрированием ее.
Художественно-полиграфическое образование я получила в Баку, где родилась, в течение 40 лет работала в издательствах Азербайджана — художественным редактором и иллюстратором книги.
Любовь к книге и ответственность за ее внешний вид научили меня стремиться к лаконично-графической выразительности оформления издания.
Книга вывела меня на путь создания экслибриса. С начала 70-х годов были созданы мои первые книжные знаки для друзей-книголюбов, посвященные теме А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Сергея Есенина. Особое мое внимание привлек цикл стихов С. Есенина «Персидские мотивы». Экслибрисы, посвященные этой теме, удостоились одобрения книголюбов и с успехом выставлялись на выставках экслибриса.
В конце 70-х годов Даниил Николаевич Черных, книголюб и коллекционер книжного знака из г. Каменск-Уральский, мой близкий друг по переписке и обмену экслибрисами, предложил мне проиллюстрировать цикл С. Есенина «Персидские мотивы» и выпустить «самиздатом» небольшим тиражом мини-книжечку с моими иллюстрациями, приурочив ее к 85-летнему юбилею поэта.
Д. Н. Черных уже имел опыт в выпуске мини-книг «самоиздатом». Они пользовались популярностью среди книголюбов. С большим интересом и энтузиазмом я приступила к работе над иллюстрациями.
В 1985 г. к 90-летию со дня рождения С. Есенина Азербайджанское общество книголюбов (Баку, издательство «Язычы») выпустило мини-книгу «Персидские мотивы», по образцу «самиздата» (тираж 3000 экз.).
С. Есенин очень высоко ценил поэзию Востока, изучал ее, восторгался лирикой Низами, Физули, Фирдоуси, Навои, Сзади. Его манил загадочный Восток. Он стремился побывать в Персии.
В бессмертной лирике поэтов Востока достойное место занимает женский образ — «прекрасная пери», олицетворение красоты и грации.
Лирические мотивы любви, воспевание «красавицы пери» объединяют и роднят лириков Востока: персидских, азербайджанских, узбекских — «…Я хочу учиться поэзии у персидских поэтов», — не раз заявлял С. Есенин. Но побывать на Востоке, в Персии, ему не удалось.
Стихи серии «Персидские мотивы», в большинстве своем, прочувствованы, продуманы и создавались поэтом на «апшеронской земле» Азербайджана (с. Мардакяны), где он бывал и жил в 1924-1925 гг.
С. Есенина пленила своеобразная, южная природа Апшерона. «Воздух прозрачный и синий», «Свет вечерний шафранного края…», «запах олеандра и левкоя», трепетные восточные напевы «флейты Гасана» создавали иллюзию Персии. «Голубая да веселая страна» — восклицал поэт. Обращаясь к образу «персианки» под чадрой, созданному его свободной фантазией и вдохновением, поэт повествует: «…Там живет задумчивая пери», ласково называя ее «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Философские раздумья поэта, любование природой и диалог с ней переданы эмоционально-возвышенным, поэтическим слогом; поэт запечатлел различные настроения, впечатления, раздумья героя.
Вначале мне показалось почти невозможным создание зрительно-реального образа философских раздумий, диалогов с природой и т.д. Однако, вновь и вновь обращаясь к тексту стихотворений, мне постепенно все же удалось найти зримый образ темы.
Приступая к иллюстрированию этой серии стихов, я надеялась на мое воображение, обогащенное увиденным, пережитым и прочувствованным мною в течение всей жизни в Азербайджане. Мне были знакомы и близки восточные напевы.
В работе над иллюстрациями мне помогли также созданные мною ранее эслибрисы моей «есенианы», они подсказали решения образов природы, героя и «персианки».
Теплая атмосфера Востока, окружавшая поэта, создала поэту ощущение радости жизни и творчества. Возвышенный тон поэтического стиха указывает на просветленное состояние поэта: «Улеглась моя былая рана…» — так начинается поэтический цикл «Персидские мотивы» С. Есенина.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика