Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

20571931
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
10940
20766
76417
18394034
372267
439464

Сегодня: Март 24, 2017




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция о создании памятника С. Есенину в Самаре
Поддержим самарцев!

Приглашаем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ГРАК Г.С.

PostDateIcon 15.07.2014 18:47  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2123

ГРАК Геннадий Степанович (1938 г.)
г. Минск, Беларусь

GrakХудожник-график, живет и работает в Минске. Родился 25 августа 1938 г. в Смолевичах Минской области.
С 1956 по 1961 год учился в Минском художественном училище, затем продолжил образование в Белорусском государственном театрально-художественном институте, где впоследствии проработал несколько лет старшим преподавателем на кафедре графики. С 1977 года Геннадий Степанович является членом Белорусского союза художников.

Grak Radechko 01
Ex Libris
Петра Радечко
2007 г.
Grak Radechko 02
Ex Libris
П. Радечко
 
Grak Radechko 03
Ex Libris
П. И. Радечко
 
 Grak Epischin
Ex Libris
В. Епишина
Grak Fridman
Ex Libris
Фридмана В. М.
 
Grak Trifonov 03
Ex Libris
С. И. Трифонова
2014 г.
Grak Trifonov 01
Ex Libris
С. И. Трифонова
2014 г.

 Grak Trifonov 02
Ex Libris
С. И. Трифонова
2014 г.

РАДУЯ И УДИВЛЯЯ ОКРУЖАЮЩИХ

     Творчество белорусского художника Геннадия Степановича Грака, отметившего недавно свой 75-летний юбилей, достаточно широко известно любителям графики и живописи не только на его родине, а и в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Он участвовал, начиная с далёкого 1967 года, после окончания Белорусского театрально-художественного института в многочисленных выставках своих работ, о нём публиковали очерки и зарисовки в белорусских, российских, польских, чешских, бельгийских, итальянских, португальских и иных периодических изданиях и книгах. Содействовали его популярности и многие его благодарные ученики, которых он посвящал в таинства художественного искусства на протяжении двух десятилетий на кафедре графики в стенах родного вуза, а затем непосредственно в своей мастерской.
     Родился Геннадий Степанович 25 августа 1938 года в г. Смолевичи, что под Минском. После школы закончил Минское художественное училище. Затем был институт, работа в нём и в книжных издательствах. Еще будучи студентом, он выгравировал на линолеуме целую серию высокопрофессиональных экслибрисов, а затем и картин, которые сделали имя художника известным и открыли ему двери книжных издательств. Особенно посодействовали этому серии его великолепных графических тематических циклов: «По городам Беларуси», «Логойский край», «Деревенские дворики», «Мой город Минск», натюрмортов, сюиты книжных знаков, посвященных великим русским писателям Александру Пушкину и Сергею Есенину, белорусскому первопечатнику Франциску Скорине, памятнику древнего искусства «Слову о полку Игореве».
     Разнообразна творческая палитра художника. Он одинаково успешно работает в жанре портрета, сельского и городского пейзажа, натюрморта, книжной иллюстрации, в станковой и книжной графике, в акварели. Обладая ярким художественным талантом, всегда стремится добиться наиболее удачного, выразительно построения сюжета картины, оригинальной подачи образа в соответствии с традициями древнерусского искусства, мотивами фресок и иконописи. Он старается показать своеобразие внутреннего мира создаваемого образа, ищет гротескную его выразительность, добиваясь наиболее яркого воздействия этого образа на зрителя.
     Материалом для создания большинства его работ является линолеум. Изображение построено на контрасте черного цвета с белым, а общее впечатление картины остается такое, будто всё здесь освещено ярким солнцем. Особенно наглядно это выражено на таких листах как «Солнечный день», «Окраина села», «Панорама Минска», «Панорама Несвижа», «Площадь Победы» и многие другие. Изображаемое воспринимается единым целым, живым, трепетным, одухотворенным. И удивительно то, до чего же надо быть филигранно точным при каждом движении резца, чтобы все детали картины пленяли зрителя, приносили ему удовольствие, наполняли радостью и оптимизмом!
     Особое место в творчестве Геннадия Грака занимают книжные миниатюры — экслибрисы. Всего их на счету у художника около 600. Тематика их самая разнообразная. Он откликается на важные события в культуре и искусстве, отдаёт дань почтения классикам литературы и своим коллегам-художникам.
     Живой отклик нашло в душе признанного графика Геннадия Грака празднование в 1985 году 800-летия создания шедевра древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». На эту тему он выгравировал большую подборку оригинальных книжных знаков, которые по праву получили широкую известность и много раз воспроизводились в газетах и журналах, книгах, альбомах и каталогах. Наиболее привлекательной оказалась линогравюра «Из книг А.В. Соболевского», «Слово о полку Игореве», которая наглядно демонстрирует порыв русичей любой ценой отстоять отчий край.
     Не менее весом вклад художника в увековечивание подвижничества белорусского книгопечатника и просветителя славянских народов Франциска Скорины. Этой теме он посвятил цикл экслибрисов, созданных во всем спектре данной тематики. И вполне закономерно имя Геннадия Грака названо в энциклопедическом справочнике «Франциск Скорина и его время» среди художников, которые активно способствуют популяризации белорусского первопечатника.
     Как правило, в работах всех художников-экслибрисистов особое внимание уделяется писателям и поэтам. Не является исключением из этого правила и Геннадий Грак. Притом, у него, у белоруса, по количеству работ значительное преимущество занимает русская литература. Пальма первенства здесь принадлежит двум гениям — Пушкину и Есенину. Им посвящены не менее полсотни работ художника.
     При первом знакомстве с ними прежде всего бросается в глаза именно внешнее сходство поэтов. «Себя как в зеркале я вижу» — написал когда-то Пушкин великому русскому живописцу Оресту Адамовичу Кипренскому в знак благодарности за изображенный им портрет поэта, который отличается не только высоким сходством, но и отражением на холсте духовности, сложной внутренней жизни и творческой индивидуальности гения русской литературы.
     Увидеть себя во множестве зеркал мог бы Александр Сергеевич, ознакомившись с коллекцией экслибрисов на пушкинские темы Геннадия Грака. На них все эти качества Пушкина присутствуют. Вдобавок изображены атрибуты того времени. Так, на книжном знаке, выгравированном для гомельского книголюба Александра Шелипова, легко узнаваема так называемая Адмиралтейская игла в Петербурге, от которой скачущие кони увозят поэта в дальнюю дорогу. Как известно, Пушкин очень любил путешествовать и значительную часть своей жизни провёл в пути.
     На миниатюре, выполненной художником для Татьяны Ахремчик, Пушкин изображён в своем рабочем кабинете с пером в руках за столом. Рядом книжная полка, картина. Экслибрис Е. П. Жарницкого представляет из себя не только портрет поэта, но и несколько сцен из его светской жизни в столице.
     Оригинальное решение нашёл художник при выполнении заказа Романа Кондрада. В нём на силуэт поэта проецируется  портрет его жены Натальи Николаевны. Изящный и точный. Притом многоцветный, что значительно усиливает общее впечатление. Таким же качеством обладают и многие другие книжные знаки Г. С. Грака. Это позволяет ему передавать весь колорит Царского Села, Михайловского и Святогорского монастырей на экслибрисах О. Шелиповой, А. Сазонова, М. Башлакова и других.
     На миниатюре В. Лобурева изображён известный памятник Пушкину в Царском Селе (поэт, сидящий на скамейке). Художник, чтобы сосредоточить внимание зрителей на задумчивости поэта, ограничивает изображение золотым сводом, оставляя за поэтом только безбрежное голубое небо. Внизу такие же золотые оригинальные виньетки, окаймляющие старославянскую вязь шрифта.
     Целую сиюту книжных знаков, объединённую одним страстным желанием поэта: «Пусть сердцу вечно снится май и та, что навсегда люблю я» — выполнил Геннадий Степанович для Владимира Фридмана, проживающего в Израиле. Здесь рядом с портретом Сергея Есенина в разном убранстве та, что владела его мыслями, изображена на сельском и городском фоне. Это и любимая березка, и розы, которые, по его словам, «больше кулака».
     Роскошную Есениниану Вячеслава Меркулова художник пополнил очередным экслибрисом, выполненном в виде почтовой марки, на которой портрет поэта на фоне родительского дома. Оригинальным получился один из книжных знаков, выполненных для Петра Радечко, на котором Сергей Есенин изображен рядом с талантливым белорусским поэтом Павлюком Трусом. Оба они торопились жить, предчувствуя, что их земной путь будет беспощадно коротким. И потому художник изобразил этих Поэтов от Бога под иконой Божией Матери.
     Многие и многие графики из ближнего и дальнего зарубежья работают над созданием экслибрисной Пушкинианы и Есенинианы. Казалось бы, все темы творчества этих поэтов отображены в книжных миниатюрах. Но Г. С. Грак, как всякий талантливый человек, от знака к знаку выходит в своих поисках на новый уровень творческого решения поставленной цели, радуя и удивляя нас неожиданными находками. Как и в любой другой тематике, которая вдруг захватывает и вдохновляет этого Мастера!

Радечко П.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика