Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58850692
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
43762
39415
173659
56530344
904514
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Гетманский Э.Д. «Время даже камень крошит»

PostDateIcon 28.06.2016 19:38  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3689

«Время даже камень крошит»
(из коллекции книжных знаков Э.Д. Гетманского)

     Время щедро открывает нам новые и новые грани бессмертного образа великого русского поэта Сергея Есенина, его прозорливый взгляд в будущее своей родины и всего человечества. Казалось бы, все, о чём рассказывал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встаёт его эпоха. Из далёких 1920-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше — в будущее. Образ Сергея Есенина в искусстве книжного знака пользуется большим вниманием художников, сотни графических миниатюр на есенинскую тему созданы лучшими отечественными графиками, они занимают достойное место в коллекции российского книжного знака.
Kopylov Petrovsky     Свердловский художник Р.В. Копылов в 1975 году выгравировал на оргстекле книжный знак «Eсениниана Б.Петровского», на котором изобразил тройку, запряжённую в сани, мчащуюся по зимней лесной дороге. Знаковладелец — преподаватель из города Мончегорска Мурманской области. Есенин написал несколько стихотворений посвящённых тройке, одно из самых известных «Эх вы сани! А кони, кони!»:

Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.

Ни луны, ни собачьего лая
В далеке, в стороне, в пустыре.
Поддержись, моя жизнь удалая,
Я еще не навек постарел.

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, —
Хочешь, сам я тебе подпою
Про лукавые девичьи очи,
Про веселую юность мою.

Эх, бывало, заломишь шапку,
Да заложишь в оглобли коня,
Да приляжешь на сена охапку, —
Вспоминай лишь, как звали меня.

И откуда бралась осанка,
А в полуночную тишину
Разговорчивая тальянка
Уговаривала не одну.

Все прошло. Поредел мой волос.
Конь издох, опустел наш двор.
Потеряла тальянка голос,
Разучившись вести разговор.

Но и все же душа не остыла,
Так приятны мне снег и мороз,
Потому что над всем, что было,
Колокольчик хохочет до слез.

Kuzanjan Ignatov     Шрифтовой знак «Есениниана Г.И. Игнатова» нарисовал художник шрифта, каллиграф, художник книги, иллюстратор, станковый график и живописец, заслуженный художник России П.М. Кузанян. Он оформил множество книг, разработал шрифты — «гарнитура Кузаняна», «Гранит», «Нева», «М», «Пушкинский декоративный», «Декор» и др. Он награждён двумя дипломами на конкурсе шрифтов, посвящённом 500-летию со дня смерти Гуттенберга (Дрезден, 1971). Знаковладелец Г.И. Игнатов жил и работал в городе Асино Томской области, собирал книжные знаки. Второй экслибрис для домашней библиотеки Г.И. Игнатова Dubinsky Ignatov 01нарисовал иконографический экслибрис театральный художник из города Ачинска Красноярского края В.А. Дубинский. На этом рисованном экслибрисе дан портрет Сергея Есенина на фоне берёз и, лежащей на сельской дороге, собаки.
Kunovsky Selivanov     Художник из Кривого Рога Б.П. Куновский подарил в 1982 году экслибрис в технике линогравюры рязанскому экономисту В.И. Селиванову. На книжном знаке изображены силуэты двух лошадей около реки на фоне месяца на ночном небе.
Leonenko Merkulov 01     Подобный сюжет использовал черниговский художник В.Ф. Леоненко в есенинском экслибрисе библиографа и краеведа из подмосковной Черноголовки В.В. Меркулова. Украинский художник из Ивано-Procan MerkulovФранковска Ю.И. Процан в книжном знаке для В.В. Меркулова, выгравировал на дереве портрет Сергея Есенина на фоне колец. Другой экслибрис для В.В. Меркулова выгравировал на линолеуме в 1987 году анадырский художник с Магаданской области М.А. Меринов, на нём видна сидящая лиса на заснеженной опушке леса. В сюжетной линии экслибриса просматривается тема есенинского
Merinov Merkulovстихотворения «Лисица»:

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

Raspopov Raspopov     Подмосковный художник из Черноголовки Л.Н. Распопов нарисовал автоэкслибрис, на нём изображён герб наукограда Черноголовки, автором которого он является. Город (первое упоминание — 1710 год) расположен на реке Черноголовке (бассейн Клязьмы), в 21 км. к северу от Ногинска, к северо-востоку от Москвы (в 59 км. от Кремля). Герб Черноголовки был принят 4 июня 1993 года и вновь утвержден 27 марта 2001 года с незначительными изменениями. Чёрный цвет на гербе указывает на название Черноголовки. Противостояние чёрного и белого цветов символизирует противоположность света познания мраку невежества и аллегорически указывает на то, что Черноголовка — научный центр. Сосна с тремя стволами является местной достопримечательностью и растет на обочине исторического Стромынского тракта. На автоэкслибрисе Л.Н. Распопова изображён конь с реверса юбилейной серебряной монеты серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля — «100-летие со дня рождения С.А. Есенина», выпущенной банком России 22 сентября 1995 года.
Sinelnikov Lipetsk 01     Липецкий художник В.И. Синельников в 1993 году нарисовал экслибрис «Липецкий музей С.А. Есенина» с портретом С. Есенина на фоне берёз и колокольни церкви. Музейную коллекцию на протяжении почти 40 лет собирал автор музейного книжного знака — Валентин Иванович Синельников — почётный гражданин города Липецка, член Международного есенинского общества «Радуница», лауреат Всероссийской Есенинской премии. В начале 1970-х годов он в своей квартире создал музей любимого поэта. В октябре 2005 года Синельников ушёл из жизни, перед смертью завещал музей в дар городу. Через год в день рождения Сергея Есенина 3 октября 2006 года в Центральной городской библиотеке Липецка открыт музей поэта. В музее хранятся копия посмертной маски Есенина, редкие фотоматериалы, видеоархив документальных фильмов, посвященных поэту, редких кадров кинохроники с его изображением, аудиозаписи голоса С. Есенина.
Francuzov Ivanov     Российские художники любят изображать Сергея Есенина на фоне берёз, один из таких экслибрисов создал владимирский график Б.В. Французов. На этой графической миниатюре, выполненной в технике ксилографии (деревянной гравюры) в 1980 году для домашней библиотеки земляка Сергея Есенина художника В.А. Иванова, поэт изображён в глубокой задумчивости на фоне берёз на берегу реки.
Mistecky Getmansky   Интересен экслибрис киевского художника, заслуженного работника культуры Украины Абрама Соломоновича Мистецкого, который он подарил в 1981 году историку и коллекционеру экслибриса Э.Д. Гетманскому. На этой линогравюре художник дал портрет Сергея Есенина на фоне «дома с мезонином», который принадлежал константиновской помещице Л.И. Кашиной. Ныне в нём находится музей поэмы «Анна Снегина». Это здание — одно из немногих, сохранившихся в селе со времен Сергея Есенина, с ним связаны яркие страницы жизни и творчества поэта. Текст на этой графической миниатюре гласит «Литературный музей С. Есенина». История села Константиново насчитывает почти 400 лет. Первое упоминание о нем относится к 1619 году, село являлось тогда собственностью царской семьи. Через несколько десятилетий оно пожаловано Мышецким и Волконским. В XVII веке им владел князь Мышецкий, в XVIII веке — камергер Семён Кириллович Нарышкин, затем — князь Волконский, последним владельцем села до отмены крепостного права был камергер Екатерины II Александр Михайлович Голицын, построивший в деревне деревянную церковь. После отмены крепостного права земля там принадлежала землевладельцу Олсуфьеву, затем московскому купцу С.Г. Куприянову. В 1897 году примерно 12 десятин покупает московский миллионер, владелец доходных домов на Хитровом рынке, о которой писал Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи», почётный потомственный гражданин города Москвы Иван Петрович Кулаков. Дом с мезонином на барской усадьбе в то время уже был, его построили на рубеже XVIII-XIX веков. Кулаков воспитывал двоих детей — Лидию, родившуюся в 1886 году, и Бориса (жена умерла, родив Бориса в 1893 году). Отец дал возможность своим детям получить хорошее образование. Лидия в 1904 году окончила Александровский институт благородных девиц и, как лучшая выпускница, была награждена Золотым шифром (буквой А) и голубой лентой, а Борис стал выпускником двух факультетов (исторического и юридического) Московского университета. Лидия Ивановна вышла замуж за учителя брата Бориса Б.Н. Кашина. После смерти отца Лидия Ивановна выкупила часть имения в Константинове, принадлежавшую её брату Борису и стала единоличной хозяйкой. Ежегодно она стала приезжать в имение с 1906 года и жила в нём с конца апреля до конца сентября со своими детьми Юрой и Ниной. Л.И. Кашина явилась одним из прообразов главной героини поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина», ей поэт посвятил своё стихотворение «Зелёная причёска…», с её Chekarkov Getmansky 26личностью связано и стихотворение Есенина «Не напрасно дули ветры…». Ещё один книжный знак для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского нарисовал в тульский художник В.Н. Чекарьков, на нём изображён Сергей Есенин на фоне суслонов ржи в поле, над которым летят две ласточки.
Vladimirov VVM     Ташкентский график Евгений Исаакович Владимиров оставил заметный след в экслибрисной Есениниане. Один из своих знаков «Ex libris В.В.М.» он подарил подмосковному коллекционеру В.В. Меркулову в 1998 году. На нём изображена мать знаковладельца на фоне книжных полок. На столе лежит томик стихов С. Есенина, пачка писем, горящая свеча в подсвечнике, самовар с чашкой и две розы. Надпись на книжном знаке гласит: «Памяти Пелагеи Ксенофонтовны Меркуловой, урождённой Кирпичёвой. 22.09.1912 г. - 22.04 1993г».
Pankov Vasiljev 02     Сочинский график М.А. Паньков активно работал по есенинской тематике. Одну из графических миниатюр художник в 1988 году нарисовал для книжного собрания работника книготорга из Санкт-Петербурга Ю.В. Васильева. На этом двухцветном экслибрисе художник изобразил Ростральную колонну в родном городе знаковладельца, включив в композицию раскрытую книгу и ветку берёзы. Венчают композицию графической миниатюры строки из стихотворения девятнадцатилетнего Сергея Есенина «Русь»:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.

     В этом стихотворении Сергей Есенин создаёт обобщающий образ родной земли, задумывается о её судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину. Стихотворение «Русь» было напечатано в 1914 году, в год начала Первой мировой войны. Сергей Есенин живёт вместе со своей страной, её бедами и радостями. История одной незаметной деревеньки — это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и искренне верит в её светлое будущее.
     Слова «любовь к родине» настолько ныне затерты и обезличены, что уже почти не воспринимаются, но, когда читаешь Есенина, с них как бы спадает шелуха, и заново чувствуешь боль и какую-то щемящую нежность. Он искренне пытался принять новую, советскую Россию, винил себя в том, что «юность светлую мою в борьбе других я не увидел», был готов, «задрав штаны, бежать за комсомолом». И все же поэт чувствовал себя здесь чужим, бесполезным, выброшенным из жизни:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

     Он никого не упрекал в своей трагедии, был готов все принять и простить, но стать поэтом «социалистических преобразований» просто не мог по своей сути. И, уходя, Есенин передал нам всю свою чистую, пронзительную, бесконечную любовь к «стране березового ситца», свою необыкновенную искренность и человечность.

Эдуард Гетманский

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика