Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

30286911
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
571
10067
36114
28181571
144261
340337

Сегодня: Нояб 15, 2018




В Москве прошла премьера балета об Айседоре Дункан

PostDateIcon 09.11.2018 19:35  |  Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Просмотров: 32

Ленин с крылышками и босоножка

На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла российская премьера балета «Айседора». Роль «божественной босоножки» станцевала прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова, а хореографом спектакля выступил модный балетмейстер Владимир Варнава.

balet Isadora
Это самый масштабный проект продюсера Сергея Даниляна, мировая премьера которого ранее состоялась в Калифорнии (создан он при поддержке Романа Абрамовича). Данилян и его агентство Ardani Artists хорошо знакомы москвичам по другим проектам, самым известным из которых стали знаменитые «Короли танца» с участием многих звезд мирового балета. Теперь Данилян привез в Москву уже полноценный сюжетный спектакль с участием интернациональной команды, но звезда здесь только одна. Зато такая, что способна одним своим участием вытянуть любой заведомо провальный проект… Особенно в Москве, где ее обожают, и особенно в такой беспроигрышной партии, как партия божественной босоножки.

Ведь Дункан была в России фантастически популярна. Танцовщица приезжала в нашу страну до революции шесть (!) раз, а первый приезд, состоявшийся 30 декабря 1904 года, вызвал сенсацию в среде символистов (о ее творчестве тогда и впоследствии писали Александр Блок, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Федор Сологуб, Василий Розанов и многие другие видные деятели той эпохи). Однако наиболее подробно в балете показывается советское житье-бытье танцовщицы, которую за ее прокоммунистические убеждения называли «Дунькой-коммунисткой с Пречистенки», где она поселилась в реквизированном большевиками особняке балерины Большого театра Александры Балашовой.

Судьба Дункан — для балета тема, в общем-то, благодатная. Не зря многие хореографы обращались к ней в своих произведениях. Самыми значимыми в истории хореографии с этой точки зрения были балеты крупнейших английских хореографов Кеннета Макмиллана и Фредерика Аштона. Балет последнего, посвященный танцовщице, не так уж и давно на гастролях в Москве показывала известная итальянская балерина Карла Фраччи. Ну и, конечно же, у всех в памяти балет Бежара, поставленный специально на Майю Плисецкую. Теперь в ряду этих великих балерин, обращавшихся к судьбе знаменитой босоножки, и Наталья Осипова. И надо сказать, что воплотила она этот образ на сцене очень удачно.

Так что риски в этом смысле для Даниляна были небольшими и касались они основным образом хореографической составляющей спектакля, за которую отвечал молодой хореограф — Владимир Варнава. Имея за плечами всего один полномасштабный спектакль («Ярославна» в Мариинском театре), Варнава тем не менее поставил множество одноактных балетов, очень, правда, неравноценных по своей хореографии, и ко времени постановки «Айседоры» успел «прогреметь» и даже войти в моду. Нужно заметить, что от балета к балету дарование Варнавы растет и развивается, в его спектаклях стали появляться напрочь отсутствующие там поначалу логика и драматургическое развитие. И с этой точки зрения «Айседору» можно признать лучшим балетом из пока им созданных. Здесь четко и ясно (иногда даже чересчур, вплоть до иллюстративности) изложен основанный на собственной автобиографии Дункан («Танец будущего», «Моя жизнь») и воспроизведенный в буклете сюжет, отражены многие узловые моменты судьбы танцовщицы, и у зрителя, хотя бы отдаленно знакомого с этой биографией, вопросов возникнет, в общем, не так много.

В первом действии показаны, например, ее отношения со знаменитым английским режиссером-модернистом Гордоном Крэгом и ее связь с миллионером Парисом Зингером — одним из наследников богатейшей династии, прославившейся производством швейных машинок с одноименным названием (оба персонажа слились в балете в обобщенном образе под именем Зингер). А заканчивается это действие гибелью в Париже в автомобильной катастрофе детей, родившихся от этих связей (институт брака Дункан принципиально отвергала): дочери Дункан от Крэга, Дерди, и сына Дункан и Зингера, Патрика. Впрочем, никакого танцевального развития всех этих тем в балете нет, они показаны скорее средствами сценографии: вот на сцене появляется настоящая спортивная «Бугатти», а за рулем красавец миллионер (американский танцовщик Джош Игуйа). А вот под звучание знаменитой трагической прокофьевской «музыки времени и мировых катастроф» в самом конце первого акта на заднике показывается машина, потерпевшая крушение.

Во втором действии отражена поездка Дункан в Россию по приглашению советского правительства и ее увлечение Сергеем Есениным, за которого известная феминистка, поправ свои собственные принципы, даже вышла замуж. И самым впечатляющим в этом акте также выглядят сюрреалистические изображения Страны Советов (сценография и костюмы — Галя Солодовникова, видеодизайнер — Илья Старилов, художник по свету — Константин Бинкин, сценический супервайзер — Кристофер Алва, видеооператор — Александр Шаргородский): залитые кроваво-красным заревом мавзолей для еще живого и показанного на сцене вождя мирового пролетариата, Спасская башня, неосуществленный гигантский Дворец Советов со скульптурой Ленина на вершине и многое другое.

И весь этот антураж, вся эта гигантомания очень соответствовала характеру основательницы «свободного танца». Ведь как отмечали современники (не показанный в балете ближайший друг Есенина Анатолий Мариенгоф), «она приехала в Советскую Россию только потому, что ей обещали… храм Христа Спасителя. Обычные театральные помещения больше не вдохновляли Дункан. Дух великой босоножки парил очень высоко. <…> Она хотела обращать взор не к театральному потолку, а к куполу, напоминающему небеса. Пресыщенная зрителем — она жаждала прихожан. <…> Я потом весело сочувствовал Айседоре: «Ах, бедняжка, бедняжка, в Большом театре приходится тебе танцевать! Какое несчастье!»

Образы Есенина и Дункан в балете не скрыты, как это водится, за обобщенным именем «Поэт» или «Танцовщица» (или просто «Айседора»), а без обиняков обозначены в буклете: «Сергей Есенин» и «Айседора Дункан». Есенин в балете выведен откровенно карикатурным и трафаретным. В качестве хулигана он показывает залу оголенный зад, а появляется неизменно в подпитии и с собутыльниками, которые пляшут «русскую». Сразу скажем, что таким уж простодушным Айседураком (по популярному в Москве в те времена злому каламбуру в отношении поэта: «Айседур на свете много — мало Айседураков»), каким Есенин изображен в балете, поэт все-таки не был, хотя и прославился не только своей лирикой, но и чрезвычайно скандальным и буйным поведением. Более того, лично на мой вкус, такое изображение классика русской и советской литературы на сцене показалось явным пересолом. Тем не менее следует признать очень удачным (с хореографической точки зрения, разумеется) поставленный для Есенина и Дункан в спектакле дуэт и отдать должное танцовщику Владимиру Дорохину, не без успеха (в рамках поставленных задач) воплотившему роль поэта на сцене.

Но это отдельные хореографические удачи. В целом и на этот раз хореография Варнавы, к слову, довольно узнаваемая и повторяющая основные находки из предыдущих спектаклей, вызвала самые большие споры.

Вместе с нимфами и сатирами присутствует в балете и греческая тема: Дункан разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Есть и знаменитое противопоставление этой танцовщицы своего творчества классическому балету. Причем выраженно оно у Варнавы, как всегда, иронично. Здесь в качестве Учителя танца (из «Золушки») и Идеальной балерины показаны символы балета серебряного века Вацлав Нижинский (Алексей Любимов) и Анна Павлова (Вероника Парт). Образы их, как и есенинский, тоже карикатурны, но в отличие от Есенина такого протеста все же не вызывают.

Что в этой вещи, несомненно, оригинально и интересно, так это концепция, специально придуманная хореографом для «Айседоры»: связь судьбы знаменитой американской танцовщицы со сказкой «Золушка» и музыкой Сергея Прокофьева, написанной для этого балета композитором во время Второй мировой войны.

В принципе попыток интерпретировать музыку и сюжет этого балета в мире немало: вспомним хотя бы версию Мэтью Борна, где действие происходит в Лондоне во время бомбардировок города немецкой авиацией во время Второй мировой. Или, последнюю по времени, версию Алексея Мирошниченко, о том, как ставят балет «Золушка» в Большом театре, когда среди героев на сцене предстают Хрущев (в качестве первого секретаря КПСС) и Фурцева (как министр культуры принимающая балет «Золушка»), а действие разворачивается во время фестиваля молодежи и студентов в 1957 году.

В концепции Варнавы многое построено на выворачивании сюжета сказки наизнанку: если в сказке фея дарит замарашке хрустальные башмачки, то тут введен образ босоножки, принципиально отказавшийся в своем творчестве от балетных туфель и декларативно выступающей на босу ногу. Фея, которая в балете тоже присутствует в виде Терпсихоры (американка Эмили Андерсон), причем в нелепом, похожем на индейца оперении (таким образом костюмер, видимо, обыгрывает американские корни танцовщицы), тут не дарит, а, наоборот, снимает с героини туфельки. Если в сказке присутствует карета, на которой героиня отправляется на бал, то в балете ее заменяет настоящий автомобиль «Бугатти» образца 1927 года. Как известно, за рулем автомобиля именно этой марки оборвалась жизнь Айседоры, когда ее неизменный и часто задействованный в танце длинный красный шарф запутался в колесе двухместного спортивного автомобиля и удушил танцовщицу. Да и вообще, автомобили сыграли, как известно, роковую роль в ее судьбе: как уже было сказано, в автомобиле погибли ее дети вместе с сопровождавшей их гувернанткой (заглох мотор, шофер вышел из машины, чтобы его завести, машина неожиданно поехала и упала в Сену). Лейтмотивом присутствует в оформлении балета и шарф-удавка.

А вместо бала во дворце — ирреальная послереволюционная действительность, в которой не только танцовщица находит своего принца — Сергея Есенина, но и фея во второй части частично замещается сюрреалистическим обликом Ленина, который в окружении одетых в красные мундиры чекистов, с лысиной, бородкой и портретным гримом на лице и стрекозиными крылышками за спиной (как и партия Учителя танцев, эта роль талантливо и иронично сделана Алексеем Любимовым) правит здесь фантасмагорическим балом.

Павел Ященков

«MK.ru» 8.11.2018

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика