Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
Роман ВИКТЮК. «Сергей и Айседора».
«У Есенина и Виктюка много схожего»
Мария Голубкова, Санкт-Петербург
Фото: Мария Тер
В новогодние каникулы в Петербурге снова дает гастроли театр Романа Виктюка. На этот раз мастер эпатажа привез в Северную столицу особую премьеру — спектакль «Сергей и Айседора».
Эта антрепризная постановка о любви двух великих людей: русского поэта и американской танцовщицы с момента их знакомства до последней встречи — недавно вошла в репертуар театра, при этом полностью обновленной. Незадолго до спектакля, который будет показан на сцене Большого зала Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова 6 января, корреспондент «РГ» побеседовала с исполнителем роли Есенина Игорем Неведровым.
Игорь, как получилось, что антрепризная постановка стала частью репертуара?
Игорь Неведров: Поводом для этого спектакля послужила задумка Романа Григорьевича (Виктюка — РГ) поставить нечто о Есенине и Айседоре Дункан. Пьесу написала Нона Голикова, но Виктюк видоизменил ее так, что от первоначальных диалогов почти ничего не осталось.
Есенин — самое первое предложение, которое я получил от Виктюка, но первыми исполнителями стали Вера Сотникова и Дмитрий Малашенко. Я тогда очень много снимался, а Малашенко была нужна эта роль, и он играл ее пять лет. Затем волею судеб мы встретились с Романом Григорьевичем в спектакле «Ромео и Джульетта». В это время Дмитрий начал много сниматься в кино, а я как раз потерял к этому интерес. Так я вернулся в этот спектакль, о чем ни капли не жалею.
Когда Роман Григорьевич увидел наш дуэт с Анной Тереховой, он решил, что спектакль надо срочно брать в репертуар. По этому поводу он еще раз все переписал, и появилась «Сценическая композиция Р. Виктюка по стихам и биографическим материалам С. Есенина и книге А. Дункан «Моя жизнь». Так что в Петербурге по сути будет премьера обновленного «Сергея и Айседоры», и я надеюсь, что петербуржцы оценят ее по достоинству.
Вы знаете, чем руководствовался Виктюк, когда делал вам предложение в первый раз?
Неведров: Наверное, никто не может сказать, чем руководствуется Роман Григорьевич. Его решения порой парадоксальны, неожиданны, сухим рассудком этого не понять. Чем он руководствовался, приглашая меня в спектакль «Ромео и Джульетта», тоже непонятно, но однажды он позвонил мне со словами: «Не пугайтесь, но я предлагаю вам сыграть Джульетту».
Как публика реагирует на экспрессивную поэтическую манеру, которую вы «восстановили» для Есенина? Мы все же привыкли к тому, что он — лирик…
Неведров: Есть замечательные строки у Мариенгофа в «Романе без вранья»: «Я удивляюсь, насколько Есенин умный и начитанный человек, а все продолжают считать его чем-то вроде деревенского пастушка, играющего на дулейке». У нас в народе действительно сложился определенный образ Сергея Есенина, причем этот образ не один: для кого-то он гуляка, для кого-то деревенский пастушок, или нежный любовник, или бунтарь. Для меня лично — это мастер слова, творец и художник. И то, что он закладывал в свои произведения, для меня бесценно, потому что не теряет своей актуальности — и не только в нашей подаче. Этот материал цепляет сердца, трогает и заставляет задуматься.
Вы как будто отвечаете а вопрос школьного учителя литературы… Но какой он был для вас человек — кроме того, что творец?
Неведров: В нашем спектакле он предстает разрываемый тремя ипостасями: страстью, разумом и жаждой творить. И на мой взгляд, очень много похожего между Есениным и Виктюком.
Есть ли у вас свой взгляд на версию смерти поэта?
Неведров: Так или иначе, это мученическая кончина. Он принял свою судьбу нелегко и, конечно же, страдал. Но, на мой взгляд, важно, что Есенин сознательно готовился к этому, буквально себя сжигал, а как это произошло физически — имеет второстепенное значение. И в спектакле это тоже есть.
Как вам удалось попасть в обойму к таким известным мастерам, как Валентин Гафт, Олег Янковский, тот же Виктюк? Это протекция Юрия Петровича Любимова, у которого вы учились?
Неведров: Для меня занятие актерским мастерством — это прежде всего шутка, но и кульминация жизни. Для кого-то высшее наслаждение — праздники, пиры, балы, занятия любовью. А для меня — спектакли, и поэтому так все легко получается.
Есть ли теперь кинорежиссер, с которым вы хотели бы поработать?
Неведров: Я пока не могу назвать фамилии, хотя в России и за рубежом есть великие кинорежиссеры, и кино как вид творчества мне очень нравится.
Кем вы ощущаете себя: актером или артистом?
Неведров: Актер — на самом деле оскорбительное слово, так же как танцор и певец. Конечно же, любой человек, который занимается искусством, стремится к тому, чтобы быть Артистом, то есть Художником. И я не исключение.
Недавно руководитель петербургского «Театра Буфф» Исаак Штокбант в интервью нашей газете сказал, что для него важно, чтобы театр нравился зрителю. Вы согласитесь?
Неведров: Мандельштам, рассуждая однажды на эту тему, пришел к выводу, что писать надо для некоего идеального читателя. У нас ситуация другая, потому что театр имеет непосредственный контакт со зрителем. Каждый, кто пришел и слушает, уже наш собеседник. И не принципиально, нравлюсь лично я ему или нет, потому что тот кто пришел в театр — прежде всего свидетель того, что что-то происходит. И эта причастность — его глубоко личное дело. Моя задача лишь в том, чтобы поставить вопросы. А если пытаются разъяснять, что такое хорошо и что такое плохо — пора закрывать книгу, выключать кино, уходить со спектакля.
Вы преподаете в Польском театре в Москве. Не слишком ли самонадеянно в столь молодом возрасте уже передавать опыт?
Неведров: Одно из самых больших заблуждений — считать, что количество морщин равняется количеству извилин. К сожалению, мы слишком часто видим пожилых идиотов, и молодых гениев тоже видим, но не так часто. А театральное ремесло — абсолютно реальная вещь. Профессии можно научить каждого, а уж как этим распорядиться и сколько Бог отпустил таланта — вопрос другой.
Я преподаю в международной театральной школе «PTwM», где учатся два года, получают диплом. Приходят совсем разные люди, из разных социальных групп и разного возраста: и те, кто учится в театральных институтах, и те, кто только собирается туда поступить, и те, кто уже выбрал дорогу в жизни, но понял, что выбрал неправильно. Приходят люди даже в 40 лет и старше, учатся, потом делают спектакли. И это прекрасно, а какого возраста педагоги — вопрос не серьезный.
Вас называют театральной звездой завтрашнего дня. Что вы об этом думаете?
Неведров: Приклеивать ярлыки — это уже не моя, а ваша профессия. А если серьезно, спасибо за добрые слова!
04.01.2013 «Российская газета» СЗФО
- << Назад
- Вперёд
Добавить комментарий
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.
Комментарии