Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

37660807
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
10931
11699
22630
35560065
426199
417381

Сегодня: Окт 27, 2020




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…»

PostDateIcon 01.12.2012 16:53  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8120

Наталия УЖВИЙ

МАТЬ ЕСЕНИНА

Н. Ужвий в роли матери  Есенина
«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ…», 1971 г.
(режиссер С. Урусевский)
Н. Ужвий в роли матери  Есенина

Есть два поэта, творчество которых мне особенно близко и дорого. Это Шевченко и Есенин. Оба они с удивительной теплотой и лиризмом воспели родную землю, свой народ.
Чувство Родины — России светится почти в каждом стихотворении Сергея Есенина. Только глубоко национальный поэт мог с такой нежностью говорить о рязанском раздолье, о белой березе, которая принакрылась снегом, точно серебром, о душистой черемухе и росе медвяной. Вслушайтесь, слова-то какие выбирал поэт, чтобы выразить свои чувства к родному краю!..
Трудно передать, какое волнение охватило меня, когда известный мастер советского кино Сергей Павлович Урусевский предложил мне сыграть роль матери Есенина в фильме «Пой песню, поэт…» (1971 г.)
Почему Сергей Павлович обратился ко мне, украинской актрисе,— не знаю. Да и не столь уж это существенно, думала я, вспоминая свою работу над образом русской женщины Евдокии Козловой. Важно, чтобы любовь к Есенину, к великой русской культуре, прозвучала в созданном мною образе.
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет, —писал Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери». Эти строки  определили мое отношение к образу простой русской крестьянки Татьяны Федоровны Есениной.
Незабываемое впечатление оставили съемки фильма. Сергей Павлович Урусевский, оператор и режиссер, хотел, чтобы каждый из участников картины проникся мировосприятием Есенина. Не нужно было для этого прилагать особых усилий. Стоило только раз побывать на родине поэта — в селе Константинове Рязанской области — и прекрасный мир, взрастивший великого поэта земли русской, запомнился на всю жизнь.
Мы посетили дом-музей Есенина, видели люльку, в которой качала маленького Сережу мать, его личные вещи и книги. Съемочная группа побывала в гостях у сестры поэта, Александры Александровны. Когда мы входили в ее дом, на пороге сидел мальчик с волосами желтыми, как рожь, очень похожий на маленького Есенина. Это был внук Александры Александровны.
Многие жители Константинова помнили поэта и его родителей. Перед съемкой меня гримировали в избе у двух стариков. Хозяева внимательно, придирчиво наблюдали за мной. Когда я одела костюм своей героини, завернулась в темный крестьянский платок, старуха не выдержала и сказала мужу: «Милай, смотри, ну до чего похожая».
Эти слова были для меня самой большой похвалой.
Съемки задерживались, подводила погода, а мне пора было улетать в Киев на спектакль. Но Сергей Павлович с мольбой в голосе просил меня .задержаться. Отказать этому замечательному человеку, вдохновенному художнику, неистовому энтузиасту, было невозможно. Урусевский полностью отдавался съемкам. В его действиях было столько увлеченности, что, глядя на Сергея Павловича, становилось понятно, как может художник раствориться в своей работе.
Сергей Есенин часто обращался к матери в мыслях и воспоминаниях. Поскольку фильм Урусевского был задуман в поэтическом ключе, мать возникала в воображении поэта плывущей в лодке по реке. Снимая этот эпизод, Урусевский провел целый день в холодной воде с тяжелой камерой в руках. Труд Сергея Павловича, столь рано ушедшего от нас, его неустанный поиск являются примером преданности кинематографу.
Фильм «Пой песню, поэт…» получился спорным и противоречивым. Но заслуживает уважения смелость замысла Урусевского — создать картину, в которой нашел бы отражение мир поэзии Есенина. Сам поэт писал в коротенькой справке «О себе»: «Что касается остальных моих биографических сведений, — они в моих стихах».
Я не сомневаюсь, начинание Сергея Урусевского принесет пользу молодым кинематографистам.
Я верю, что мир художника, преломленный сквозь творчество, может быть удачно воспроизведен на экране.
Потому что нет ничего невозможного для великого искусства кино.

Литературная запись Ю. Морозова

Ужвий Н. «Фильмы, друзья, годы». М.: 1977 г.

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика